2019 №3 (64) Статья 15

Е. А. Андреева

РУСЬ И ЗАПАД В СТИХОТВОРЕНИИ ДАВИДА САМОЙЛОВА «КОРОЛЕВА АННА»

УДК 821.161.1-1.09«19»

Поэт XX века Давид Самойлов в своем творчестве часто обращается к известным литературным и историческим персонажам, наполняет тексты аллюзиями и реминисценциями. Отсылка к уже известным читателю сюжетам помогает по-новому осмыслить события прошлого и найти новые грани известных образов, поставить актуальные вопросы и под другим углом посмотреть на вечные проблемы. В стихотворении «Королева Анна» он обращается к образу древнерусской княжны Анны Ярославны, ставшей королевой Франции. С одной стороны, недостаточность сведений о ее жизни за границей и отсутствие упоминаний о ней в древнерусских летописях, а с другой — интерес к этой личности как на Западе, так и в России дают автору возможность поразмышлять о судьбе героини и об ее отношении к оставленной родине. Стихотворение построено на приеме антитезы: дому, Руси, источнику тепла, женскому началу, мирному труду противопоставлена Франция, чужбина, холодная и жестокая страна, основным занятием в которой являются охота и война. Поэт раскрывает перед читателем внутренний мир своей героини, утверждая невозможность потерять духовную связь с родиной, как бы ни манили «теплые страны».

Анна Ярославна; антитеза; Давид Самойлов; родина; стихотворение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Береговская Э. М. Давид Самойлов-лирик: лингвостилистический портрет // Русский язык в научном освещении. — М., 2003. — № 2 (6). — С. 14–26.
  2. Карамзин Н. М. История государства Российского. — Т. 2. — Тула : Приок. кн. изд-во, 1990. — С. 219–220.
  3. Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. — М. : Академический проект, 2017. — 391 с.
  4. Мусин А. Анна Киевская: между историографией и историей // Княжа доба: iсторiя
    i культура. — Львов, 2014. — № 8. — С. 146–147.
  5. Немзер А. Поэт Давид Самойлов // Счастье ремесла : избр. стихотворения. — М. : Время, 2010. — С. 5–24.
  6. Самойлов Д. Королева Анна // Когда мы были на войне. — М. : Э, 2017. — С. 227–228.
Без рубрики