Валова О. М.

Валова О. М.

Личность и творчество А. Ч. Суинберна в оценке О. Уайльда          С. 94-102

УДК 821.111-1.09«18»

DOI: 10.37724/RSU.2021.73.4.010

Аннотация. Вопрос о формировании эстетико-философской программы О. Уайльда и ее отражении в творчестве писателя в нашей стране изучен недостаточно полно. Целью статьи является поиск источников ведущих мотивов творчества О. Уайльда в произведениях А. Ч. Суинберна, определение роли личности и творчества Суинберна в становлении мировоззрения писателя, выявление близких ему тем. Понятие fin de siècle ассоциируется с ощущением нестабильности, предчувствием болезни, гибели, вырождения человека и эпохи конца XIX — начала ХХ века. Для Уайльда культура «конца века» была привлекательна возможностью художественного эксперимента. Творчество Суинберна, с которым Уайльд познакомился еще во время обучения в Дублине, раскрывало, по его мнению, новые стороны действительности. Уайльд не был согласен с критиками, осуждавшими искусство Суинберна, его новаторство в области формы и тематики. Не случайно знаковое для понимания творчества Уайльда письмо, в котором он упоминает о своей философии нереального как основе эстетики, родилось в связи с разговором о Суинберне. Уайльда восхищали техника, музыкальность, неоднозначность тематического круга поэта, глубина проблематики, связанной с порочным «я» личности, соотношением христианства и язычества. Мотивы философского стоицизма, истолкование образа роковой женщины также сближают их мировидение. Фигура Суинберна сыграла важную роль в формировании воззрений Уайльда, творчество старшего современника способствовало раскрытию принципов уайльдовской философии нереального  в его произведениях различных жанров. Материалы статьи можно использовать в преподавании дисциплин бакалавриата и магистратуры, ориентированных на изучение английской литературы, культуры конца XIX века в целом.

 

Ключевые слова: английская поэзия XIX века, декаданс, Суинберн, Уайльд, философия нереального, fin de siècle.

 

 

Библиография:

  1. Бартош Н. Ю. «Хармид» Оскара Уайльда: эротическая поэма? // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2010. — Вып. 1 (7). — С. 60–66.
  2. Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции. — СПб. : Общественная польза, 1910. — 306 с.
  3. Великовский С. И. Подвластно ль выраженью невыразимое? Стефан Малларме //В скрещенье лучей. — М. : Сов. писатель, 1987. — С. 126–134.
  4. Жаткин Д. Н., Комарова Е. В. Творчество А.-Ч. Суинберна в восприятии и осмыслении русской литературной критики первой трети ХХ в. // Гуманитарные исследования. — 2013. —№ 3 (47). — С. 99–110.
  5. Жук А. Д. Проблема жанра в “Hymn to Proserpine” Суинберна // Глобальный научный потенциал. — 2020. — № 10 (115). — С. 122–125.
  6. Кутлунин А. Г., Малышев М. А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше // Философские науки. — 1990. — № 9. — С. 67–77.
  7. Мопассан Ги Де. Заметки об Олджерноне Чарлзе Суинберне // Полное собрание сочинений : в 12 т. — М. : Правда, 1958. — Т. 11. — 448 с.
  8. Ницше Ф. Воля к власти. — М. : REFL book, 1994. — 352 с.
  9. Нордау М. Вырождение. Современные французы. — М. : Республика, 1995. — 400 с.
  10. Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление. — Магнитогорск : МаГУ, 2007. — 344 с.
  11. Суинберн А. Пилигримы. — URL : http://ModernLib.Ru (дата обращения: 11.07.2021), а.
  12. Суинберн А. Покинутый сад / [пер. Г. Бен]. — URL : http://gben2009.narod.ru/swinburne3.html (дата обращения: 11.07.2021), б.
  13. Суинберн А. Сад Прозерпины / [пер. Г. Бен]. — URL: http://samlib.ru/editors/g/georgij_b/sad_prozerpiny.shtml (дата обращения: 11.07.2021), в.
  14. Толмачев В. М. Декаданс // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. — М. : Интелвак, 2001. — С. 203–210.
  15. Уайльд О. Полное собрание сочинений : в 12 т. — СПб. : Издание т-ва А. Ф. Марксъ, 1912. — Т. 4. — 194 c.
  16. Уайльд О. Избранные произведения : в 2 т. — М. : Республика, 1993. — Т. 1. — 557 с. ; Т. 2. — 542 с.
  17. Уайльд О. Письма. — М. : Аграф, 1997. — 416 с.
  18. Уайльд О. Портрет г-на У. Г. — М. : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2011. — 544 с.
  19. Хорольский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX–ХХ веков. — Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1995. — 136 с.
  20. Чуковский К. И. Современники. Портреты и этюды. — М. : Молодая гвардия, 1963. — C. 381–382.
  21. Эллман Р. Оскар Уайльд: биография. — М. : Независимая газета, 2000. — 688 с.
  22. Эпштейн М. De’but de sieсle, или От пост‑ к прото‑. Манифест нового века. — URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/epsh.html (дата обращения: 20.03.2021).
  23. Collected Works of Oscar Wilde. The Plays, the Poems, the Stories and the Essays including De Profundis. — L. : Wordsworth Edition Limited, 1997. — 1098 p.
  24. Guy J. Victorian Age : Anthology of Sources and Documents. — Florence, KY, USA : Routledge, 1998. — 643 р.


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 22.12.2021 admin в категории "Без рубрики