Гамалей С. Ю.

История создания и развития Еврейского национального театра имени Л. Кагановича в 1930-е годы ” С. 27-34.

УДК 792(571.621)(09)«193»

DOI 10.37724/RSU.2021.72.3.003

Аннотация. В 1920-е годы в РСФСР начинается процесс развития национального искусства, который тесно переплетался с задачами национальной политики, проводимой в стране. Российская Федерация так же, как и советская власть, предоставляет всем гражданам обширные права и свободы. Однако Советское государство давало возможность всем народам, проживающим в тот период, развивать свое национальное искусство, создавать собственные театральные коллективы; именно этот опыт, на наш взгляд, следует использовать при проведении национальной политики в ХХI веке. Именно поэтому автор статьи исследует особенности развития театрального дела в Еврейской автономной области. Автор подробно изучает процесс создания и работы театрального коллектива Еврейского театра имени Л. Кагановича на протяжении 1930-х годов, уделяя особое внимание формированию актерской труппы, ее профессиональным успехам. Статья повествует о начальном периоде становления театра, когда в условиях переселенческой политики евреев на Дальний Восток начинается его формирование как профессионального коллектива. При этом автор отмечает, что актерский состав на протяжении всех лет работы оказывал поддержку всем учреждениям культуры автономии: организовывал самодеятельные кружки, участвовал в смотрах, осуществлял шефскую работу над частями Красной армии. В период массовых репрессией члены творческого коллектива подвергались арестам, но это не сломило творческий настрой актеров, их профессионализм продолжал расти. В заключении статьи автор приходит к выводу, что профессиональная деятельность Еврейского театра Биробиджана, его жизнь в условиях формирования и развития Еврейской автономной области стала отражением национальной политики советского руководства в отношении еврейской диаспоры в 1930-е годы.

 

Ключевые слова: история БирГОСЕТа, еврейский театр, Еврейская автономная область, репертуар еврейских театров.

 

Библиография:

  1. Воспоминания. Записки актера // Вспомним всех поименно… — URL : http://eao.memo27reg.org/smi-o-repressiah/vospominaniazapiskiaktera (дата обращения: 14.04.2021).
  2. Воспоминания об Э. Казакевиче. — М. : Сов. писатель, 1979. — 423 с.
  3. Государственный архив Еврейской автономной области (ГАЕАО). — Ф. 75. — Оп. 1. — Д. 168 ; Ф. 148. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 23 ; Д. 1а. — Л. 16 ; Д. 26. — Л. 14.
  4. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). — Ф. 137. — Оп. 4. — Д. 48. —Л. 378 ; Ф. 719. — Оп. 6. — Д. 21. — Л. 50 ; Ф. 902. — Оп. 1. — Д. 14. — Л. 12 ; Оп. 6. — Д. 21 ; Ф. — Оп. 1. — Д. 2. — Л. 403.
  5. Кудиш Е. Театральный Биробиджан. — Биробиджан, 1996. — 90 с.
  6. Пикалов Ю. В. Переселенческая политика и изменения социально-классового состава населения Дальнего Востока РСФСР (ноябрь 1922 — июнь 1941). — Хабаровск : ХГПУ, 2003. — 211 с.
  7. Платунов Н. Н. Переселенческая политика Советского государства и ее осуществление в СССР (1917–1941). — Томск : Изд. Томск. ун-та, 1976. — 310 с.
  8. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). — Ф. 2075. — Оп. 16. — Ед. хр. 30.

Рянский Ф. Н. Еврейская автономная область. — Биробиджан, 1992. — 65 с.


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 25.09.2021 admin в категории "Без рубрики