Федосеева Т. В., Ушакова Д. О.

Биографический очерк в творчестве Я. П. Полонского C. 116 –126

УДК 821.161.1-312.6.09«18»

DOI 10.37724/RSU.2022.74.1.011

Аннотация. Исследуется жанровое своеобразие малоизученной очерковой прозы Я. П. Полонского. Впервые осуществляется системное рассмотрение ряда произведений, типологически определяемых жанровыми чертами биографического очерка: «Саят-Нова», «Иван Иванович Соколов», «Стихотворения Мея», «Владимир Григорьевич Бенедиктов», «“Стихотворения А. М. Жемчужникова”: критический разбор стихотворений Я. П. Полонского», «Л. А. Мей как человек и писатель. (Из литературных воспоминаний)». Тексты произведений, опубликованные в разные годы, позволяют говорить об устойчивой жанровой тенденции в творчестве писателя. Биографический очерк определяется как синкретический жанр, восходящий к романтической идее человеческой индивидуальности в биографическом и ментальном ее своеобразии. Синкретизм жанра состоит в соединении художественности с документальностью. Системное рассмотрение произведений Полонского осуществляется с целью конкретизации принципов их композиционно-стилевого построения
и характера авторских стратегий. В биографической описательности очерков писателя прослеживается аналитическая составляющая. Установлено, что в ранних очерках Полонский выстраивает авторскую повествовательную стратегию в логике тесной связи творчества художника с его личностными свойствами и убеждениями. В авторской стратегии биографических очерков, посвященных Л. А. Мею, В. Г. Бенедиктову, А. М. Жемчужникову, просматривается путь автора к постижению «поэтической личности» поэта. От определения характера биографической личности поэта автор очерков переходит к анализу поэтических свойств его произведений. Объединяются художественная и аналитическая стратегии в историческом, культурном и художественно-эстетическом пространстве. В жанре биографического очерка Полонский создает концептуально определенный образ творческой личности, которая раскрывается в аналитических наблюдениях очеркиста.

Ключевые слова: авторская стратегия, документальность, жанр очерка, мировоззрение, поэтическая личность, сущность искусства, художественный дар, Я. П. Полонский.

Библиография:

  1. Архангельский А. Н. Странная гармония (Поэт В. Г. Бенедиктов) // Бенедиктов В. Г. Стихотворения. — М. : Детская лит., 1990. — С. 5–20.

  2. Березань М. П. Эволюция жанра биографии // Историческая поэтика жанра / Приамурский гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. — 2013. — Вып. 5. — С. 27–32.

  3. Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1880. — 710 с.

  4. Греджева Е. В. Духовный опыт народов Востока в лирике Я. П. Полонского 1840–1850-х годов // Я. П. Полонский: вопросы творческой биографии. — Рязань : Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина, 2019. — С. 194–220.

  5. Еремеев А. Э. Эссеизм как ведущая форма художественной культуры XIX века // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — Т. 14, № 4. — С. 8–16. — DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.1.

  6. Жемчужников А. М. Стихотворения А. М. Жемчужникова : в 2 т. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1892. — Т. 1–2. — 254 с.

  7. Казанцева Г. В. К проблеме жанровой природы жизнеописания // Вестник факультета управления и права Коломенского института (филиала) ФГБОУ ВПО Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ). — 2015. — № 10. — С. 148–158.

  8. [Карлгоф Е. А.]. Жизнь прожить не поле перейти. Записки неизвестной // Русский вестник. — 1881. — Кн. 9–11 ; 1882. — Кн. 5 ; 1883. — Кн. 6 ; 1884. — Кн. 5.

  9. Налбандян В. С. Певец человека и любви // Полонский Я. Саят-Нова. Стихотворения. —Л. : Сов. писатель, 1982. — С. 35.

  10. Полонский Я. П. Саят-Нова // Кавказ. — 1851. — №1, 5 янв. — С. 2–3 ; № 2, 9 янв. — С. 5–8.

  11. Полонский Я. П. Стихотворения Мея // Русское слово. — 1859. — № 1. — С. 66–81.

  12. Полонский Я. П. Владимир Григорьевич Бенедиктов // Бенедиктов В. Г. Стихотворения В. Бенедиктова / под ред. Я. П. Полонского : в 3 т. — СПб. ; М. : М. О. Вольф, 1883. — Т. 1. — С. 1–43.

  13. Полонский Я. П. «Стихотворения А. М. Жемчужникова»: критический разбор стихотворений. Из отчета о девятом присуждении Пушкинских премий в 1893 году. — СПб. : Тип. Императорской Акад. наук, 1893. — 38 с.

  14. Полонский Я. П. Л. А. Мей как человек и писатель. (Из литературных воспоминаний) // Русский вестник. — 1896. — № 9. — С. 105–113.

  15. Прохорова И. Е. У истоков жанра биографии писателя в России: варианты авторской стратегии (по материалам выступлений П. А. Вяземского-биографа) // Новый филологический вестник. — 2008. — № 1 (6). — С. 33–49.

  16. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). — Ф. 403. — Оп. 1. — Д. 8. — Л. 2.

  17. Рукописный отдел Российской национальной библиотеки (РО РНБ). — Ф 1000. —Оп. 1. — № 1977. — 10 л.

  18. Ушакова Д. О. Творческий диалог поэта Я. П. Полонского с художником И. И. Соколовым // Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. — Вып. 8 : Материалы VIII Междунар. науч. конф. — М. : Наука, 2019. — С. 475–484.

  19. Филин М. Д. О книгах П. В. Анненкова // Анненков П. В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. — М. : Терра-Книжный, 2007. — С. 430–461.

  20. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX–XX веков. —М.: Сов. писатель, 1988. — 416 с.


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 31.03.2022 admin в категории "Без рубрики