Алексеев К. В.

Крепостное право как социально-политическая проблема в произведениях Я. П. Полонского  C. 109 –120.

УДК 821.161.1-1.09«18»

DOI 10.37724/RSU.2021.71.2.012

Аннотация. В статье анализируется отношение к крепостному праву как социально-политической проблеме в произведениях Я. П. Полонского «Свежее преданье» (включая план ненаписанных глав), «Признания Сергея Чалыгина» и «Дешевый город». Рассматриваются герои трех романов, с помощью которых писатель рисует правдивую картину жизни русского общества в 1820-е, 1840-е и 1850-е годы, а также показывает существовавшие в обществе позиции по отношению к крепостному праву. Через некоторых героев автор транслирует свое собственное мнение по поводу крепостной зависимости крестьян: рассказчик, Камков, Лора, Ульяна Ивановна, князь Таптыгин, баронесса («Свежее преданье»); Сергей Чалыгин, его мать, Кремнев («Признания Сергея Чалыгина»); Елатомский, Эвина, Бавин («Дешевый город»).

Выделяются следующие аспекты трактовки Полонским проблемы крепостного права: протест против крепостного права неразрывно связан с идеями свободы и равноправия, при этом свобода понимается писателем не как проявление абсолютной воли человека, а как ответственное отношение к интересам общества и других людей; в среде либерально настроенной интеллигенции (особенно в 1850-е годы), как показывает писатель, существовало противоречие, заключающееся в расхождении слов и жизни за счет труда крепостных крестьян; неоднозначное отношение самих крестьян к возможному освобождению от крепостной зависимости ставит вопрос о готовности землепашцев принять свободу. Отмечается, что наиболее либеральные и демократические установки персонажей произведений совпадают с авторским мировоззрением.

Делается вывод о том, что в исследуемых романах Я. П. Полонский пропагандирует идеи свободы, выступает против крепостного права, а также правдиво передает распространенные в русском обществе в 1820–1850-х годах настроения в контексте данной проблемы. Рассмотрение Полонским социально-политических проблем при этом отличается оригинальностью: писатель вкрапляет в ткань произведений диалоги, небольшие лаконичные зарисовки, краткие рассуждения, касающиеся вопросов политики, в частности крепостного права, и только целостный анализ текста позволяет понять позицию автора.

Ключевые слова: Я. П. Полонский, роман, социально-политическая проблема, крепостное право, идеология, либерализм, идеалы свободы и равноправия, авторская позиция, «чистое искусство».

 

Библиография:

  1. Алексеев К. В. Правовые идеи в творчестве русских поэтов XIX в. А. С. Пушкина и Я. П. Полонского // Юридическая наука. — 2017а. — № 3. — С. 10–17.
  2. Алексеев К. В. «Свежее преданье» Я. П. Полонского: общественно-политический аспект содержания // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2017б. — № 4 (57). — С. 153–167.
  3. Алексеев К. В. Большая повествовательная форма в творчестве Я. П. Полонского 1860–1870-х годов // Я. П. Полонский. Вопросы творческой биографии : моногр. / отв. ред. Т. В. Федосе-ева. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2019. — С. 261–278.
  4. Аничкина Н. В. Использование специфических приемов разбора поэтического текста

в процессе изучения лирики Я. П. Полонского в школе // Я. П. Полонский: творчество, судьба, эпо-ха. Посвящ. 195-летию со дня рождения поэта. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — С. 343–349.

  1. Багаева А. Ф. Литературные и исторические истоки поэмы Я. П. Полонского «Келиот» // Известия Смоленского государственного университета. — 2020. — № 3 (51). — С. 48–59.
  2. Вьюшкова И. Г. Образ Петербурга в стихотворении Я. П. Полонского «Труженица» (1875–1880) // Новая наука: проблемы и перспективы. — 2015. — № 1 (1). — С. 86–89.
  3. Вяземский П. А. Записные книжки (1813–1848). — М. : Изд-во АН СССР, 1963. — 513 с.
  4. Герасимова И. Ф. Современность в лирике Я. П. Полонского 1876–1878 годов //

Я. П. Полонский: творчество, судьба, эпоха. Посвящ. 195-летию со дня рождения поэта. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — С. 80–88.

  1. Греджева Е. В. К истории изучения творчества Я. П. Полонского в средней школе // Я. П. Полонский: творчество, судьба, эпоха. Посвящ. 195-летию со дня рождения поэта. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — С. 335–343.
  2. Морозова С. Н. «Три главы» из прозы Я. П. Полонского // Известия Пензенского госу-дарственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. — 2010. — № 15 (19). — С. 40–43.
  1. Мушина И. Б. Поэзия и проза Полонского // Полонский Я. П. Соч. : в 2 т. — М. : Худож. лит-ра, 1986а. — Т. 1. — С. 5–26.
  2. Мушина И. Б. Комментарии // Полонский Я. П. Соч. : в 2 т. — М. : Худож. лит., 1986б. — Т. 2. — С. 442–461.
  3. Пантелеев Л. Ф. Из воспоминаний прошлого (1840–1919). — М. ; Л. : Академия, 1934. — 795 с.
  4. Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. — М. : Изд-во АН СССР, 1954. — 316 с.
  5. Писарев Д. И. Писемский, Тургенев и Гончаров // Соч. : в 4 т. — Т. 1 : Статьи и рецензии 1859–1862. — М. : Гослитиздат., 1955. — С. 192–273.
  6. Полонский Я. П. Признания Сергея Чалыгина // Соч. : в 2 т. — М. : Худож. лит., 1986а. — Т. 2. — С. 3–267.
  7. Полонский Я. П. Стихотворения. Поэмы. — М. : Правда, 1986б. — 479 с.
  8. Полонский Я. П. Полн. собр. соч. : в 10 т. — Т. 7. — СПб. : Изд. Ж. А. Полонская, 1886. — Т. 7. — 562 с.
  9. Салтыков-Щедрин М. Е. Cнопы. Стихи и проза Я. П. Полонского. СПб. 1871 // Полн. собр. соч. : в 20 т. — Т. 9. — М. : Худож. лит., 1970. — С. 395–404.
  10. Тарасов (Керженцев) Б. Крепостное право в научном и художественном дискурсе — от исторического мифа к объективной реальности // Новое литературное обозрение. — 2016. — №. 5 (141). — С. 136–149.
  1. Терешкина Д. Б. Христианский текст в стихотворении Я. Полонского «Бэда-проповед-ник» // Я. П. Полонский: личность, творчество, эпоха : сб. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. (посвящ. 200-летию со дня рождения поэта). — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есени-на, 2019. — С. 45–50.
  2. Трубников С. А. Примечания // Гончаров И. А. в русской критике : сб. ст. / вступ. ст. М.Я. Полякова. — М. : Гос. изд-во худож. лит., 1958. С. 341–358.
  3. Тхоржевский С. С. Высокая лестница // Портреты пером: исторические повести. — Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1984. — С. 363–542.
  4. Ушакова Д. О. Я. П. Полонский в дискуссии о духовных смыслах национально-исторического сюжета о грузинской царице Тамаре // Ученые записки Новгородского государ-ственного университета. — 2020. — № 3 (28). — С. 14. — URL : https://www.novsu.ru/file/1625392 (дата обращения: 20.02.2021).
  5. Федосеева Т. В. «Народная религиозность» в художественном мире Я. П. Полонского // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2020. — № 3 (28). — С. 15. — URL : https://www.novsu.ru/file/1625391 (дата обращения: 15.02. 2021).
  6. Щетинина В. А. Особенности жанра романса на примере творчества Якова Петровича Полонского // Русский язык и литература в мультикультурном пространстве : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Комсомольск-на-Амуре : Амур. гуманит.-пед. гос. ун-т, 2017. — С. 135–138.
  7. Я. П. Полонский: творчество, судьба, эпоха. Посвящ. 195-летию со дня рождения поэта. — Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2015. — 356 с.
Без рубрики