Половецкий С. Д., Овчинников А. В., Милованов К. Ю.

Реализация идеологии Великих реформ в народном просвещении России C.7 –17.

УДК 94(47).081:37(47)

DOI 10.37724/RSU.2021.71.2.001

Аннотация. В статье исследуется проблема изучения идеологии и практики реформационной деятельности в системе народного просвещения в 60–70-х годах XIX столетия. Цель исследования — выявить ведущие стратегии образовательной политики, формы и виды модернизационной активности, персоналии, находящиеся в центре принятия судьбоносных решений для отечественного образования в период Великих реформ. Определено, что данная эпоха — это значимая историческая веха в контексте модернизации отечественного образования, время поступательного, достаточно интенсивного развития национальной системы образования, когда просвещение народа ставится в ряд приоритетных задач общегосударственной важности. В период правления императора Александра II в результате объединенных усилий власти и педагогического сообщества начала складываться единая национальная педагогическая школа, многообразная и весьма плодотворная по существу разрабатываемых проблем и решению их на практике. Представлена ретроспектива нормативно-правовой и законодательной базы в области народного образования. Выявлено, что идеи и постулаты, изложенные в трудах ученых, педагогов и общественных деятелей дореволюционного времени, существенно расширяют наши представления о мировоззренческих взглядах на просвещение населения России, национальных и общечеловеческих ценностях, необходимости их гармонизации в практической деятельности по обучению и воспитанию граждан своей страны. Охарактеризована реформа военного образования как неотъемлемая часть общей модернизации системы народного просвещения. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке общих курсов по истории России, истории педагогики и образования, чтении лекций и спецкурсов по теории и истории модернизации.

 

Ключевые слова: военное образование, исторический период Великих реформ, история педагогики и образования, модернизация образования, образовательное законодательство, реформа образования.

 

Библиография:

  1. Ильин А. А. Революция и реформа: соотношение понятий в первые годы Великих реформ // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — Т. 2, № 2. — С. 13–32.
  2. Леонтьева О. Б. Два века императора: Александр II в зеркале исторических биографий // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2018. — Т. 24, № 3. —С. 15–21. — DOI: 10.18287/2542-0445-2018-24-3-15-21.
  3. Медушевский А. Н. Значение Великой реформы в модернизации России // Россия и современный мир. — 2011. — № 2. — С. 23–35.
  4. Миронов Б. Н. Модернизация имперская и советская // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2018. — Т. 63, вып. 1. — С. 54–82. — DOI: 10.21638/11701/spbu02.2018.104.
  5. Немытина М. В. Реформы второй половины XIX в. в России: опыт модернизации государственно-правового порядка // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. — 2012. — № 4. — С. 8–15.
  6. Овчинников А. В. Правовые аспекты модернизации российского образования. Ретроспектива для перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 1, № 2 (48). — С. 15–29.
  7. Половецкий С. Д. Педагогический музей военно-учебных заведений — первый педагогический музей в России (1864–1917 гг.) // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : сб. науч. ст. — М. : Книгодел, 2018а. — Вып. 5, т. 1. — С. 316–323.
  8. Половецкий С. Д. Развитие военно-педагогической мысли и военного образования в России во второй половине XIX — начале XX века // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018б. — Т. 2, № 4 (53). — С. 25–36. — DOI: 10.24411/2224-0772-2018-10014.
  9. Половецкий C. Д., Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Военные гимназии в системе кадетского образования: методология исследования и историография // Профессиональное образование и общество. — 2019. — № 1 (29). — С. 277–293.
  10. Романика А. С. Демократическое движение эпохи Великих реформ и военное сообщество // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. — 2018. — № 2 (79). — С. 38–44.
  11. Российское законодательство об образовании XIX — начала XX века : в 3 т. — Т. 1. — М. : Изд. дом ВШЭ, 2017. — 832 с.
  12. Свиридов В. А. Влияние педагогических взглядов и идей отечественных педагогов на становление и развитие военного образования во второй половине XIX — начале XX в. // Мир образования — образование в мире. — — № 3. — С. 35–43.
  13. Сиволобова Н. А. Система воспитательной работы в кадетских корпусах и военных гимназиях во второй половине XIX века // Мир образования — образование в мире. — 2010. —№ 2 (38). — С. 61–65.
  14. Собожников Н. А. Демократизация в Российской империи: реформа вооруженных сил Д. А. Милютина в 60–70-е гг. XIX в. // Kant. — 2018. — № 1 (26). — С. 259–265.
  15. Хоруженко В. К. Становление системы подготовки учителей в России в период Великих реформ Александра II // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2018. —№ 2. — С. 198–203.

 

Без рубрики