Субакожоева Ч. Т.

История собирания и фиксации эпоса «Манас» C. 131-137.

УДК 821.512.154-131(091)

DOI 10.37724/RSU.2020.69.4.013

 

В киргизском фольклоре эпический жанр получил значительное развитие. Среди многочисленных сказок, песен, малых эпосов особое место занимает эпос «Манас». Эпос «Манас», принадлежащий творению киргизского народа, нашел свое бытование как в Киргизской Республике, так и в Китайской Народной Республике, где проживают этнические киргизы.

Собирание и запись текстов «Манаса» ввиду его многовариантности и огромных размеров представляло большую научную проблему. В его собирании, публикации и исследовании приняли самое активное участие лучшие представители русской академической науки второй половины ХIХ — начала ХХ века, ведущие советские фольклористы многих национальностей, прежде всего киргизские, а также собиратели и исследователи «Манаса» из Китайской Народной Республики.

Цель статьи — рассмотреть историю собирания и фиксации эпоса «Манас» в Киргизии и в Китае. Начало записи эпоса было положено еще в дореволюционное время Ч. Валихановым и В. Радловым и продолжено в советское время К. Мифтаховым, И. Абдырахмановым в Киргизской Республике.

Эпос «Манас» популярен и в Китайской Народной Республике, где имеются многочисленные сказители эпоса, выступающие со своими вариантами. Большое внимание уделяется в Китае сбору и записи различных вариантов эпоса.

Среди записчиков эпоса широко известна деятельность Балбая Мамая, Лю Фажун, Ху Чжэнхуа, Сакен Өмүр, Лю Чиенву и др. Благодаря их научно-исследовательской работе были записаны материалы многих сказителей. Таким образом, можно констатировать, что проделана огромная и важная работа в области записи вариантов эпоса «Манас» как в Киргизии, так и в Китае.

 

киргизский фольклор; эпический жанр; эпос «Манас»; манасчи; сказители; собирание эпоса; запись текста эпоса

 

 

Библиография:

 

  1. Айтматов Ч. Он знал миллион строк океаноподобного «Манаса» // Статьи. Выступления. Диалоги. Интервью. — М. : Новости, 1988. — 384 с.
  2. Бартольд В. В. Сообщение о чтении надписи на мазаре Манаса. — СПб., 1899. — С. 5–7. — (Записки Вост. отд-ния Рус. археол. о-ва. Т. 12, вып. 1).
  3. Мамай Ж. Как я стал манасчи. — Урумчи, 1991. — 90 с.
  4. Мусаев С. М. Проблемы научной публикации текстов «Манаса» // Фольклор. Издание эпоса : сб. ст. / отв. ред. А. А. Петросян. — М. : АН СССР, 1977. — 287 с.
  5. О народном творчестве кара-киргиз // Туркменская правда. — 1923. — 19 сент.
  6. Радлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. — Ч. 5 : Наречие дикокаменных киргизов. — СПб., 1885. — 312 с.
  7. Собрание историй Маджмут ат-таварих : фоторепродукция отрывков рукописного текста, введение, указатели / подгот. к изд. А. Т. Тагирджанов ; отв. ред. М. Н. Боголюбов. — Л. : Ленингр. гос. ун-т, 1960. — 252 с.
  8. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова / под ред. Н. И. Веселовского. — СПб., 1904. — 533 с. — (Записки Рус. геогр. о-ва по отд-нию этнографии. Т. 29).
  9. Ысак Т. Великий манасчи Джусуп Мамай. — Урумчи, 2007. — 26 с.
  10. Юнусалиев Б. М. Улуу эпос, укмуштуу жомокчу // Ала-Тоо. — 1967. — № 1. —С. 149–155.
  11. Almasy G. Der Abschied des Helden Manas von seinem Sohne Semetey (Aus dem karakirgisischen Epos “Manas — dinkisas”) // Keleti Szemle (Revue oriental pour les etudes ouralo altaigues). — 12. — Budapest, 1911–1912. — С. 216–223.
  12. Radloff W. Probnder Volks literature der nordliсhen Stamme. — Teil 5. — SPb., 1885. —S. 309–328.

 

Без рубрики