2019 №1 (62) Статья 2

В. В. Степкин

УДК 271:28

ЛАБИРИНТЫ ПЕЩЕР ВАЛУЙСКОГО УСПЕНСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ И ЗАКУБАНСКОЙ МИХАЙЛО-АФОНСКОЙ ПУСТЫНИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ ИСИХАЗМА 

Объектом исследования являются культовые пещеры на территории скита Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в Белгородской области и Закубанской Михайло-Афонской пустыни в Адыгее. Цель изучения данных объектов — выяснение их функционального предназначения. Выдвигается гипотеза о том, что в планиграфии данных памятников символически отражена духовная традиция исихазма, принесенная афонскими иноками. Для достижения поставленной цели нами ставятся следующие задачи: 1) проследить историю появления и изучения пещер рассматриваемых монастырей; 2) исследовать исторический контекст появления данных памятников и особенности их планиграфической структуры; 3) прочитать сакральное пространство пещер сквозь символическое отражение духовного пути исихаста. Решению данных задач способствует применение структурно-семантического метода, выявляющего семантику отдельных архитектурных элементов пещер в структуре подземных комплексов, и антропологического подхода, позволяющего не только проанализировать мотивы, ценностные императивы создателей подземелий, но и провести параллели между пещерными лабиринтами и элементами чувственного опыта человека на пути духовного совершенствования. Делается вывод, что в данных пещерных комплексах отражается духовная традиция исихизма.

пещеры; исихазм; Лествица; Русская православная церковь; Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь; Фаворский Свято-Игнатиевский скит; Закубанская Михайло-Афонская пустынь; Екатерино-Лебяжская пустынь; Афон; Паисий (Величковский)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Архимандрит Клеопа (Илие). Клеть ума — сердце. — URL : http://www.pravoslavie.ru/
    html
    (дата обращения: 13.06.2018).
  2. Битюгин К. Е. О подземных сооружениях в Белгородской области // Спелестологический ежегодник РОСИ. — М., 1999. — Вып. 1. — С. 77–80.
  3. Гунько А. А., Кондратьева С. К., Гунько А. П. Пещерный комплекс Игнатия Богоносца в Валуйках // Спелеология и спелестология : сб. материалов VI Междунар. науч. конф.
    к 170-летию Русского географического общества. — Набережные Челны : Набережночелн. гос. пед. ун-т, 2015. — С. 135–145.
  4. Долотов Ю. А., Агапов И. А. Спелестологический обзор Святой горы Афон // Пещеры. — 2015. — Вып. 38. — С. 85–116.
  5. Ляхницкий, Ю. С., Агапов И. А. Пещерный монастырь на северо-западном Кавказе // Ассоциация спелеологов Урала. — 2014. — № 19. — С. 10–11.
  6. Набивач И. В скиту Валуйской обители // Воронежские епархиальные ведомости. — 1914. — № 34. — С. 911–916.
  7. Олейников, Т. М. Материалы по истории Валуйского Успенского Николаевского монастыря // Воронежская старина. — Воронеж : Изд. Воронежского церковного историко-археоло-гического комитета, 1915–1916. — Вып. 14. — С. 186–262.
  8. Папков А. И. Валуйский Успенский Николопристанский монастырь // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура : сб. науч. тр. IV Междунар. науч. конф., 8 декабря 2006 г. : в 2 т. — Т. 1. — Белгород : Белгор. гос. ун-т, 2006. — С. 16–20.
  9. Полева Ю. В. Культурно-семантический аспект почитания пещер в Нижнем Поволжье и Подонье. — Волгоград : Волгоград. гос. акад. физ. культуры, 2009. — С. 34.
  10. Полева Ю. В. Роль подземных келий о пещерном подвижничестве на территории Нижнего Поволжья и Подонья // Спелеология и спелестология: развитие и взаимодействие наук : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16–20 ноября 2010 г. — Набережные Челны : Набережночелн. гос. пед. ун-т, 2010. — С. 158–161.
  11. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и в 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин / сост. Л. И. Денисов. — М. : Изд. А. Д. Ступина, 1908.
  12. Раздольский, С. А. Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа. — Ростов н/Д : СКНЦ ВШ, 2006.
  13. Степкин В. В. Афон и Подонье в конце XIX начале XX в.: контакты в контексте возрождения Шатрищегорского пещерного монастыря // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II, История. История Русской Православной Церкви. — 2017. — Вып. 75. — С. 39–
  14. Степкин В. В. Взаимодействия крестьянской общины, церкви и государства в контексте создания и функционирования Костомаровского пещерного комплекса в Подонье (середина XIX — XX в.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. «История. Политология». — 2017. — Вып. 43, № 15 (264). — С. 128–137.
  15. Степкин В. В. Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону // Вестник Томского государственного университета. — 2018, январь. — № 426. — С. 167–179.
  16. Ченикалова Е. В. Феномен афонских монастырей на Кавказе и состав их насельников на примере Свято-Михайловской Афонской общежительной пустыни // Христианская Абхазия. — 2013. — № 2 (70). — С. 20–23.


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 13.11.2019 admin в категории "Без рубрики