Авраменко В. И.

Творчество Сёрена Кьеркегора и влияние его философии на французский экзистенциалистский роман C. 128-136.

УДК 141.32(489):821.133.1-312.1

DOI 10.37724/RSU.2021.70.1.013

Аннотация. В статье выявляются предпосылки, обусловившие модификацию формы французского философского (экзистенциалистского) романа в середине XX века. На примере творчества Сёрена Кьеркегора показана связь поэтики экзистенциалистского произведения с философией. Определено существенное влияние на творчество французских экзистенциалистов не только идей датского мыслителя, но и соответствующей этим идеям найденной им формы философского поиска. Выявлены особенности этой формы: философское исследование параллельно в художественной и трактатной (или эссеистской) формах, их вступление в диалог, в ходе которого обе части поясняют и дополняют друг друга. Такой способ развития философской идеи и сама специфика экзистенциалистской философии определяют характер философского романа. Исчезает присущая «классическому» философскому роману необходимость прямого изложения идей. С помощью различных средств развивается выражение философии, а не ее высказывание. Отсюда — исчезновение в романе героя-резонёра, отсутствие исходной философемы (заданности философской проблемы) и другие особенности поэтики, которые еще предстоит изучить. Материалы исследования могут быть использованы при создании учебников и различных пособий по французской и зарубежной литературе, при разработке курсов лекций и практических занятий по литературе в высших учебных заведениях, при написании курсовых и дипломных работ.

 

Ключевые слова: С. Кьеркегор, философия и литература, философский роман, экзистенциализм, экзистенциалистский роман.

Список источников

 

  1. Агеносов В. В. Генезис философского романа. — М. : Моск. гос. пед. ин-т, 1986. — 131 с.
  2. Андреев Л. Г., Карельский А. В., Павлова Н. С. [и др.] Экзистенциализм // Зарубежная литература XX века : учеб. для вузов / под ред. Л. Г. Андреева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 2004. — С. 127–149.
  3. Бикульчюс В. В. Поэтика философского романа. — Вильнюс : Шяуляйский пед. ин-т им. К. Прейкшаса, 1988. — 71 с.
  4. Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. — М. : Искусство, 1973. — 240 с.
  5. Великовский С. И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. — М. : Худож. лит., 1979. — 295 с.
  6. Долгов К. М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура. — М. : Искусство, 1991. — 401 с.
  7. Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра. — М. : Изд-во УРАО, 1999. — 232 с. — URL : http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/zababurova-francuzskij-filosofskij-roman.htm (дата обращения: 11.03.2019).
  8. Исаева Н. Выбор духа — бессмертие навырост : вступ. ст. // Кьеркегор С. Или-Или. Фрагмент из жизни. — М. : Академический проект, 2014. — С. 7–27.
  9. Кьеркегор С. Дневник обольстителя. — СПб. : Азбука-классика, 2005а. — 240 с.
  10. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005б. — 680 с.
  11. Кьеркегор С. Или-Или. Фрагмент из жизни. — М. : Академический проект, 2014. — 774 с.
  12. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего». — URL : http://noblit.ru/node/1131 (дата обращения: 28.09.2019).
  13. Семенова С. Г. Философский роман Ж.-П. Сартра и А. Камю. «Тошнота» и «Посторонний» : автореф. дис. канд. филол. наук : 10.01.05. — М., 1973. — 25 с.
  14. Современная западная философия / под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. — Мн. : Вышэйшая школа, 2000. — 493 с.
  15. Bouchard G. Littérature et philosophie // Études littéraires / éd. Département des littératures de l’Université Laval. — Québec, 1976. — N 9 (3) — P. 435–468.
Без рубрики