Гаврич В.

Аксиология природы в контексте русского пути и Косовского завета («Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Луч микрокосма» П. П. Негоша) С. 109 –118.

УДК 821.161.1-31.09«18»+821.163.41-1.09«18»

DOI 10.37724/RSU.2024.82.1.011

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость аксиологического подхода в исследовании художественного произведения, проводится комплексный компаративный анализ природы в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и поэме «Луч микрокосма» П. П. Негоша. Оба писателя затрагивают и раскрывают специфику уникальности русского и сербского культурного кода. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проводится компаративно-аксиологический анализ природы в творчестве русского и сербского писателей в контексте русского пути и Косовского завета. В результате предпринятого исследования устанавливается, что пейзаж в произведениях писателей служит средством приобщения персонажей к благодати Божией. Показано, каким образом в любимых персонажах Достоевского (Алеша и старец Зосима) прослеживается идея почвенничества. В картинах природы лаконично слиты земное и космическое. С ними неотъемлемо связан человек и человечество. Природа в «Братьях Карамазовых» Достоевского и «Луче микрокосма» Негоша является особым способом художественного осмысления реальности. Ей присуща функция сакрального характера, а эстетика обусловлена христоцентричным представлением о природе как о божественном творении.

 

Ключевые слова: аксиология природы, русский путь, «Братья Карамазовы» Достоевского, Косовский завет, «Луч микрокосма» Негоша.

 

Библиография

  1. Баршт К. А. О концепте почва в трудах старших славянофилов и в творчестве Ф. М. Достоевского 1860–1870-х гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. — 2022. —Т. 19, вып. 1. — С. 4–28.
  2. Бердяев Н. Смысл истории. — М. : Мысль, 1990. — 162 с.
  3. Бердяев Н. А. Основная идея Вл. Соловьева // Вл. Соловьев: Pro et contra. — СПб., 2002. — Т. 2. — С. 688–694
  4. Богач Д. А. Аксиология природы в мировоззренческом и творческом опыте Ф. М. Достоевского : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — Челябинск, 2017. — 196 с.
  5. Бондаревская О. А. Эпиграф как ключ к художественному толкованию романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник Томского государственного университета. Гуманитарные науки, филология. — 2007. — Вып. 4 (48). — С. 80–83.
  6. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. — М. : Эксмо, 2003. — 447 с.
  7. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / отв. ред. В. Г. Базанов. — Л. : Наука, 1972–1990. — Т. 10. — 519 с. ; Т. 14. — 511 с. ; Т. 19. — 359 с.
  8. Дурылин С. Пейзаж в произведениях Достоевского // Достоевский и мировая культура : альм. / гл. ред. К. А. Степанян. — М. : РГАЛИ, 2009. — № 25. — С. 473–508. URL: dostoevskiy_i_mirovaya_kul_tura_al_manakhpdf (дата обращения: 25.10.2023).
  9. Иустин (Попович), преп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. — М.: Изд-во Д.В. Харченко, 2007. — 312 с.
  10. Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». — М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 480 с.
  11. Криницын А. Б. О Евангельском эпиграфе к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Православная беседа. — 1993. — № 5–6. — С. 53–59.
  12. Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского. — СПб. : Изд-во «Дмитрий Буланин», 1997. — 331 с.
  13. Негош П. П. Горный венец. — — URL: https://www.montenegrina.net/pages/pages_ru/knjizevnost/gorski_vijenac.html (дата обращения: 09.10.2023).
  14. Негош П. П. Луч микрокосма : поэма / пер. с серб. О. Б. Мраморнова. — М. : Спасское дело, 2016. — 232 с.
  15. Омацу Р. Люди и животные в произведениях Ф. М. Достоевского: критика антропоцентризма Достоевского по отношению к природному миру // Достоевский и современность: материалы ХХ Междунар. старорус. чт. 2005 г. — В. Новгород : Новгородск. гос. объедин. музей-заповедник, 2006. —С. 288–292.
  16. Семенова С. Г. Природа в творчестве Достоевского // Достоевский и современность : сб. науч. тр. — В. Новгород, 1988. — С. 96–97.
  17. Созина Т. Н. Пейзаж как функциональное проявление трогательного в романной поэтике Достоевского // Литература в контексте современности : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск : Энцикл., 2011. — С. 54–57.
  18. Чжан Б. Одухотворенный пейзаж в раскрытии духовных исканий героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность : материалы ХХI Междунар. старорус. чт. 2006 г. — В. Новгород : Новгородск. гос. объедин. музей-заповедник, 2007. — С. 54–59.
  19. Эриксон Я. «Кто-то посетил мою душу…»: духовный путь Ф. М. Достоевского / пер. со швед. Л. П. Олдыревой-Густафссон. — Екатеринбург : Изд-во Уральск. гос. ун-та, 2010. — 215 с.
  20. Бећковић М. Свети Петар II Петровић Његош Пустињак Цетињски // Његошев зборник Матице српске 3. — 2018. — С. 23–28.
  21. Деретић Ј. Композиција Горског вијенца. — Београд : Завод за издавање уџбеника Социјалистичке републике Србије, 1969. — 197 с.
  22. Ломпар М. Књига о Његошу. — Београд : Српска књижевна задруга, 2013. — 481 с.
  23. Marcel Gabriel. Une atteinte au sacré // Le Figaro. — 1970, 12 juin. — P. 3.
  24. Радовић А. Божанско откривење као унутарња мелодија Његошевог дјела // Од косовского завета до Његошевог макрокозма. — 2014. — С. 3–9.
  25. Секулић И. Његошу књига дубоке оданости. — Београд : Српска књижевна задруга, 1951. — 394 c.
Без рубрики