Игнатьева А. А.

Специфика образа главной героини драмы «Мария Стюарт» в контексте представлений Фридриха Шиллера об истории. С. 87–96.

УДК 821.112.2-2.09″18″

DOI 10.37724/RSU.2023.81.4.009

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфики образа главной героини исторической драмы Фридриха Шиллера «Мария Стюарт». Образ Марии Стюарт осмысляется в контексте принципа субъективности, являющегося одним из главных для модерна как макроэпохи, а также особого понимания истории творцами искусства второй половины XVIII — начала XIX века. Этому соответствуют задачи работы: проанализировать образ главной героини драмы с точки зрения идей Ф. Шиллера, отраженных в созданных поэтом статьях, посвященных истории, и в его письмах; раскрыть своеобразие образа Марии Стюарт, связанное с творческими принципами эпохи модерна, субъективным пониманием отдельной исторической личности драматургом, а также с важными для искусства Нового времени вопросами гармонии личности и мира. В ходе анализа эпизодов драмы было выяснено, что намеренное смещение ракурса повествования с исторических событий на внутренние переживания главной героини пьесы было необходимо поэту для того, чтобы показать в центре произведения индивидуальность, которая стремится познать себя и определить собственное место в окружающем мире. Важной характеристикой образа Марии Стюарт выступает внутренняя свобода, благодаря которой главная героиня способна обрести душевную гармонию. В свою очередь свобода, являясь одним из важнейших понятий, составляющих личность, имела большое значение не только для Фридриха Шиллера, но и для эпохи модерна в целом.

 

Ключевые слова: внутренняя свобода, гармония, индивидуальность, принцип субъективности, эпоха модерна.

 

Библиография

 

  1. Вольский А. Л. Эстетический миф немецкого модернизма: конструкция и деконструкция (презентация научного проекта) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2018. — № IV-2 (36). — С. 35–41.
  2. Жеребин А. И. От Виланда до Кафки: очерки по истории немецкой литературы. — СПб., 2012. — 480 с.
  3. Жеребин А. И., Аствацатуров А. Г., Вольский А. Л. Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII–XX веков : моногр. / под ред. А. А. Вольского. — М. ; Берлин, 2020. — 516 с.
  4. Кемпер Д. Гёте и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна. — М., 2009. — 384 с.
  5. Курциус Э. Р. Европейская литература и латинское Средневековье. — М., 2020. — Т. 1. — 560 с.
  6. Майстер Э. Об отрешенности. — М. ; СПб., 2001. — 432 с.
  7. Макаров А. Н., Киричук Е. В. Образ Марии Стюарт в трагедиях К. Г. Шписса и Ф. Шиллера // Научный диалог. — 2020. — № 7. — С. 266–283.
  8. Михайлов А. В. Языки культуры. — М., 1997. — 909 с.
  9. Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750–1848. — М, 1959. — 524 с.
  10. Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения // Шиллер Ф. Собрание сочинений : в 7 т. — М., 1956. — Т. 4. — С. 9–31.
  11. Greiner B. Tragödie als Negativ des „ästhetischen Zustands“ // Dramen / Schiller F. ; hrsg. von Matthias Luserke-Jaqui. — Tübingen, 2000. — S. 89–107.
  12. Ronsard P. Au depart. — URL : maria-stuart.ru/content/literature/pierre-de-ronsard-stikhi-k-mary-stuart (дата обращения: 14.03.2023).
  13. Schiller F. Briefe. — 1799a. — URL : friedrich-schiller-archiv.de/briefwechsel-von-schiller-und-goethe/1799/586-an-goethe-19-maerz-1799/ (дата обращения: 14.03.2023).
  14. Schiller F. Briefe. — 1799b. — URL : friedrich-schiller-archiv.de/briefwechsel-von-schiller-und-goethe/1799/607-an-goethe-18-juni-1799/ (дата обращения: 14.03.2023).
  15. Schiller F. Die Götter Griechenlandes. — 1788. — URL : www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/
    Gedichte/Gedichte+(1776-788)/Die+Götter+Griechenlandes+%5B1788%5D
    (дата обращения: 14.03.2023).
  16. Schiller F. Maria Stuart. — 1801. — URL : www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/Dramen/
    Maria+Stuart
    (дата обращения:03.2023).
  17. Vietta S. Die literarische Moderne. — Stuttgart, 1992. — 361 s.
Без рубрики