Кириллова А. С.
Театрализация прозы И. С. Тургенева: опыт первой постановки романа «Дым» С. 118 –129.
УДК 792.03:821.161.1-31.09«18»
DOI: 10.37724/RSU.2023.78.1.011
Аннотация. Проза И. С. Тургенева уже более ста пятидесяти лет остается актуальной и художественно привлекательной для театральной сцены. Причина тому — сама театральная природа произведений романиста, которую современные исследователи продолжают выбирать предметом своего изучения. Цель данной статьи заключается в выявлении фактов, связанных с первой постановкой романа Тургенева «Дым», а также в обосновании результатов этого театрального эксперимента. Автор доказывает, что черты театрализации тургеневских романов были замечены уже в конце XIX — начале XX века некоторыми критиками, режиссерами, драматургами. Однако в силу целого ряда обстоятельств, начиная с препятствий со стороны Цензурного комитета, заканчивая несовершенством технической и технологической стороны постановочного процесса, вывести роман на сцену оказалось делом очень сложным и, к сожалению, не оправдавшим связанные с этими попытками ожидания. Таким образом, предметом исследования стали не только черты театральности пятого романа Тургенева, но и сложившаяся в то время традиция инсценирования прозы, как правило, не отвечающая в полной мере требованиям театра на рубеже XIX–XX веков. В то же время приобретенный опыт первой постановки романа «Дым» стал еще одним шагом к методу унифицированной и адекватной адаптации прозаического произведения для сцены. Написавшие пьесу «Дым» А. Р. Кугель и Б. И. Бентовин, которые очень бережно отнеслись к первоисточнику, смогли без больших потерь в сюжете вписать роман в драматургические рамки. Однако они все-таки утратили существенную сторону романа — его общественно-политическое звучание. Этот факт не остается уникальным: история любви Ирины Ратмировой и Григория Литвинова в современном театре полностью заслоняет социальный стержень романа «Дым» — от политических диалогов остается несколько реплик на общественные темы. Автор статьи приходит к выводу, что сценические возможности пятого романа Тургенева намного шире и остаются до конца не исчерпанными..
Ключевые слова: И. С. Тургенев, роман «Дым», А. Р. Кугель, Б. И. Бентовин, драматургия, инсценировка, театральная цензура, театр конца XIX — начала XX веков.
Библиография.
- Азеева И. В. Игровой дискурс русской культуры конца XX века: Саша Соколов, Виктор Пелевин : дис. … канд. культурологических наук : 24.00.02. — Ярославль, 1999. — 190 с.
- Батюто А. И. Тургенев-романист. — Л. : Наука, 1972. — 389 с.
- В. П. [Роман И. С. Тургенева «Дым», переделанный в драматические сцены г. г. А. К. и Б. Б., появился вчера…] // Петербургская газета. — 1896, 4 апр. — № 91. — С. 3.
- Вишневская И. Л. Театр Тургенева. — М. : Наука, 1989. — 301 с.
- Волошин М. А. Лики творчества. — СПб. : Аполлон, 1914. — Кн. 1. — 376 с.
- Евреинов Н. Н. Театр как таковой: обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни. — СПб. : Изд. Н. И. Бутковской, 1912. — 118 с.
- Заварницына Н. М. Формирование понятия театральности и составляющих этого феномена в отечественном литературоведении XX — начала XXI вв. // Вестник ВГУ. Сер. «Филология. Журналистика». — 2019. — № 1. — С. 58–62.
- Кийко Е.И. Комментарии: И. С. Тургенев. Дым // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. — М. : Наука, 1981. — Т. 7. — С. 508–558.
- Корнева Н.Б. Театральность творчества В. В. Набокова и проблемы сценического воплощения его прозы : дис…. канд. искусствоведения : 17.00.01. — М., 2010. — 167 с.
- Кочергина В. В. Театрализация как принцип воспроизведения реальности в постмодернистском романе: «Маг» Джона Фаулза и «Редкие земли» Василия Аксёнова : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01, 10.01.03. — М., 2017. — 153 с.
- Кугель А.Р., Бентовин И. В. Дым: драм. сцены в 4 д.: по роману Тургенева. — СПб. : Театр. отд. кн. маг. газ. «Новости», 1896. — 90 с.
- Кугель А.Р. Утверждение театра. — М. : Изд-во журн. «Театр и искусство», 1922. — 208 с.
- Кугель А.Р. Листья с дерева: воспоминания. — Л. : Время, 1926. — 212 с.
- Кугель А.Р. Русские драматурги: очерки театрального критика. — М. : Мир, 1933. — 179 с.
- Левинская Е. Страсти на курорте // Театральная афиша. — 2016. — № 10 (184). — С. 8–9.
- Липнягова С.Г. Театральность как категория в поэтике романа. К постановке проблемы // Преподаватель XXI век. — 2007. — № 1. — С. 125–131.
- Лотман Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века. — Таллин : Александра, 1992. — Т. 1. — 479 с.
- Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30–50-е годы). — Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. — 208 с.
- Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М. : Искусство, 1968. — Ч. 1: 1891–1917. — 350 с.
- Мелешкова О.А. Театральность в русской прозе второй половины XIX века: И. С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.Д. Боборыкин : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. —Коломна, 2005. — 26 с.
- Петров С.М. Роман Тургенева «Дым» // Известия АН СССР. Отд-е лит и языка. — 1958. — Т. XVII. — 576 с.
- Полякова Е. А. Театральность в литературе // Новый филологический вестник. — 2008. — № 2. — С. 37–38.
- Сегал Д. М. Пути и вехи: русское литературоведение в двадцатом веке. — М. : Водолей, 2011. — 207 с.
- Семухина И. А. Диалогическая природа романов И. С. Тургенева второй половины 1860-х годов : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — Екатеринбург, 2004. — 216 с.
- Скороход Н. С. Русский роман и театр: формирование эпического состава действия : дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.01. — СПб., 2020. — 529 с.
- Старосельская Н.Д. Аромат гелиотропа // Страстной бульвар, 10. — 2017. — № 5 (195). — С. 76–79.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений : в 10 т. — М. : Гослитиздат, 1961—1962. — Т. 4. — 1961. — 388 с.
- Федоренко Е. Любовь, похожая на дым // Культура. — 2016, 23 дек. — № 46. — C. 11.
- Хализев В. Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). — М. : Изд-во МГУ, 1986. — 259 с.
- Цинкович-Николаева В. А. Инсценировки романов Тургенева «Дым» и «Новь» под запретом цензуры // Литературное наследство. — М. : Наука, 1967. — Т. 76: И.С.Тургенев : новые материалы и исследования. — С. 631–632.
- Театр и искусство. — 1897. — № 23. — С. 422 ; 1910. — № 23. — С. 458–460.