Киселева И. А., Поташова К. А.

Кавказ как эмоционально-смысловая доминанта в поэме М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей» С. 94 –102.

УДК 821.161.1-1.09«18»

DOI 10.37724/RSU.2022.77.4.010

 

Аннотация. Актуальность исследования определяется малой изученностью поэмы Лермонтова «Измаил-Бей» в контексте проблемы культурного диалога России и Кавказа. Цель исследования связана с выявлением особенностей эстетики и поэтики художественного образа в «кавказском тексте» Лермонтова, с уточнением концептуальной содержательности феномена Кавказа в личностном сознании писателя. Предметом исследования является образ лермонтовского Кавказа, в котором переплетено эмоциональное восприятие и философское видение поэтом его истории. В основе исследования лежат структурно-семантический и герменевтический методы, связанные с дескрипцией соотношения формы и содержания, смысловым раскрытием элементов поэтики текста и его интерпретацией, подразумевающей наличие не только буквальных, но и скрытых значений. Установлено, что образ Кавказа в поэме «Измаил-Бей» являет собой модель мира в динамике его развития и предстает как неотъемлемая часть ценностного сознания Лермонтова. В основе создания образа Кавказа лежит принцип эмоционально-ценностного отношения и реализуемая в олицетворениях, эпитетах, сравнениях поэтика уподобления. На протяжении всей поэмы проходит мотив сближения человека и Кавказа, предлагая такой модус интерпретации поэмы, при котором духовное развитие человека понимается в тесной связи с развитием мира в его временном и собственно сущностном измерении. Кавказ в поэме «Измаил-Бей», будучи сценой развертывания событий в поэме, что обусловлено объективно историческим временем ее создания, выступает как в своей самоценности места напряжения российской внешней политики того времени, так и является своего рода фоном для изображения духовно-личностной жизни человека. Практическая значимость определяется возможностью трансляции результатов исследования в образовательный процесс высшей школы.

Ключевые слова: Кавказ, М. Ю. Лермонтов, «Измаил-Бей», философия истории, русские, горцы, эмоционально-ценностное отношение, образ рая

Библиография.

  1. Бенвенист Э. Природа местоимений // Общая лингвистика. — М. : Прогресс, 1974. —С. 285–291.
  2. Бородина Н. А. Экзотическая лексика в кавказских поэмах М. Ю. Лермонтова // Мир русского слова. — 2018. — № 3. — С. 83–87.
  3. Вацуро В. В. О Лермонтове. Работы разных лет. — М. : Новое изд-во, 2008. — 711 с.
  4. Виноградов В. В. Стилистика. Теория литературной речи. Поэтика. — М. : Изд-во АН СССР, 1963. — 225 с.
  5. Григорьян К. Н., Пульхритудова Е. М. Измаил-Бей // Лермонтовская энциклопедия. — М. : Совет. энцикл., 1981. — С. 187–189.
  6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М. : Русский язык, 1998. — Т. 1. — 699 с. ; Т. 3. — 555 с.
  7. Дюшен Э. Поэзия М. Ю. Лермонтова в ее отношении к русской и западноевропейским литературам — Казань : М. А. Голубев, 1914. — 155 с.
  8. Евчук О. П. Религиозно-философские контексты поэзии М. Ю. Лермонтова. — Омск : Вариант-Омск, 2012. — 117 с.
  9. Евчук О. П. Измаил-Бей // М. Ю. Лермонтов : энцикл. слов. — М. : Индрик, 2014. —С. 178–179.
  10. Киселева И. А. Творчество М. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. —М. : Московский гос. обл. ун-т, 2017. — 178 с.
  11. Киселева И. А., Поташова К. А. Динамическая поэтика в истории текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» // Проблемы исторической поэтики. — 2020. — Т. 18, № 1. — С. 130–145. — DOI: 10.15393/j9.art.2020.6742.
  12. Киселева И. А., Поташова К. А., Ермакова А. С. Смысловая наполненность понятия «история» в художественном мире М. Ю. Лермонтова // Русская речь. — 2022. — № 4. — С. 63–74. — DOI: 10.31857/S013161170021744-7.
  13. Ковязина Е. Н. Роль метафтонимии в вербализации футурологических концептов // Сибирский филологический журнал. —2020. — № 4. — С. 251–263.
  14. Колотухин Д. В. Романтическое начало в поэме М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей» // Вече. — 2016. — № 28. — С. 250–254.
  15. Косвен М. О. Кабардинский патриот Измаил Аташуков // Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. — 1957. — Т. 1. — С. 43–68.
  16. Котляревский Н. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: личность поэта и его произведения. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1912. — 346 с.
  17. Лермонтов М. Ю. Сочинения : в 6 т. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1954–1957. — Т. 2. — 1954. — 388 с. ; Т. 3 — 1955. — 326 с.
  18. Ложкова Т. А. Байронический герой в поэмах Лермонтова и Рылеева: Войнаровский и Измаил-Бей // Филологический класс. — 2014. — № 3 (37). — С. 30–35.
  19. Манкиева Э. Х. Функциональная роль травестийного мотива в поэме М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12–2 (78). —С. 41–43.
  20. Пейсахович М. А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова. — М. : Наука, 1964. — С. 41–91.
  21. Пожидаев В. П. А. С. Пушкин о Кавказе. — Владикавказ : Типо-фото-цинк. изд-ва «Растдзинад», 1930. — 17 с.
  22. Туганов Р. У. Измаил-Бей. Исторический очерк о герое одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. — Нальчик : Эльбрус, 1972. — 175 с.
  23. Шараков С. Л. Идейно-художественная доминанта поэмы М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей» // Вестник Новгородского государственного университета. — 2014. — № 83-1. — С. 47–51.
  24. Эйхенбаум Б. М. Комментарии // Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений. — М. ; Л. : Academia, 1935–1937. — Т. 3. — С. 583–584.
Без рубрики