Новокрещенных И. А.

Рецепция творчества Обри Бердсли Гербертом Уэллсом С. 128 –140.

УДК 821.111-1.09«18»

DOI 10.37724/RSU.2024.82.1.013

 

Аннотация. Исследовано восприятие творчества Обри Бердсли Гербертом Уэллсом в романах «Колеса фортуны» (1896) и «Бэлпингтон Блэпский» (1930). С помощью сравнительно-исторического и эстетико-поэтологического подходов и биографического метода проанализированы прямые реминисценции имени Бердсли и их роль в художественном мире романов. Упоминание Обри Бердсли в романе «Колеса фортуны» связано с велосипедом как новым увлечением 90-х годов XIX века и воспринимается Уэллсом иронически как знак современности и свободы. Для Хупдрайвера велосипед становится символом свободы и выхода за пределы, что подчеркивает ирои-комический дух романа. В художественном мире романа «Бэлпингтон Блэпский» творчество Бердсли и редактируемый им декадентский журнал «Желтая книга» представлены ретроспективно в контексте литературных и культурных событий рубежа XIX–XX веков. Отец главного героя Теодора создавал черно-белые рисунки для «Желтой книги», а сам Теодор издает журнал «Стопы юношей», наполненный протестными публикациями, и мечтает написать историческую эпопею в шекспировском духе, которая должна превзойти достижения В. Скотта и А. Дюма. Герои обоих романов Уэллса — художники-дилетанты, которых сближает стремление к свободе. Однако если Хупдрайвер поощряется за воображение и спонтанные поступки, то Теодор и его отец высмеиваются и противопоставляются людям науки. В «Колесах фортуны» Бердсли воспринимается как символ свободы, а в «Бэлпингтоне Блэпском» Уэллс критикует «эпоху Бердсли» и ее последователей в XX веке. В обоих романах рисунки Бердсли связываются с женской привлекательностью, но если в «Колесах фортуны» это шутливая игра в духе «Похищения локона» А. Поупа, то в «Бэлпингтоне Блэпском» — это сексуальное соблазнение, напоминающее роман Д. Лоуренса «Белый павлин».

 

Ключевые слова: английская литература, Обри Бердсли, Герберт Уэллс, художник, постер, эпоха Бердсли, реминисценция, рецепция.

 

Библиография

  1. Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма / сост. Л. Володарская. — М. : Эксмо-пресс, 2001. — 368 с.
  2. Бердслей О. Шедевры графики / сост. И. Пименова. — М. : Эксмо, 2002. — 216 с.
  3. БочкареваН. С., Табункина И. А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли. — Пермь : Перм. гос. ун-т, 2010. — 254 с.
  4. Жантиева Д. Г. Английский роман XX века. — М. : Наука, 1965. — 347 с.
  5. Кагарлицкий Ю. И. Вглядываясь в грядущее: книга о Герберте Уэллсе. — М. : Книга, 1989. — 352 c.
  6. Кагарлицкий Ю. И. Уэллс // История английской литературы. — М. : АН СССР, 1958. —С. 524–
  7. Любимова А. Ф. Проблематика и поэтика романов Г. Уэллса 1900–1940-х годов. — Иркутск : Изд-во Иркутск. ун-та, 1990. — 104 с.
  8. Новокрещенных И. А. Рецепция творчества Обри Бердсли в романе Уиндема Льюиса “The Apes of God” // Вестник Костромского государственного университета. — 2024. — № 1 [в печати].
  9. Новокрещенных И. А.Художественные связи О. Бердсли и Д. Лоуренса // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2018. — № 53. — С. 207–223. — DOI: 10.17223/
    19986645/53/14.
  10. Пикулева И. А. Мотивы туалета в поэме А.Поупа «Похищение локона» и в романе О. Бердсли «Под холмом» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : в 2 ч. 2007a. — Ч. 1 : Общественные и гуманитарные науки. — С. 259–265.
  11. Пикулева И. А. Сцены туалета в поэме А.Поупа «Похищение локона» и романе О. Бердсли «Под холмом» // Переходные периоды в мировой литературе и культуре : XIX Пуришевские чт. : сб. ст. и материалов. — М. : МПГУ, 2007б. — С. 160–161.
  12. Савельев К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление. — Магнитогорск : МаГУ, 2007. — 344 с.
  13. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. — М. : Галарт, 2001. — 344 с.
  14. Стерджис М. Обри Бердслей: биография / пер. с англ. К. Савельева. — М. : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2014. — 432 с.
  15. Табункина И. А. Об одном рисунке Обри Бердсли к «Бедным людям» Ф. М. Достоевского // Мировая литература в контексте культуры: сб. материалов VIII Междунар. конф. «Иностранные языки и литературы в контексте культуры» и V всерос. студ. науч. конф. / общ. ред. и сост. Н. С. Бочкаревой,
    В. А. Бячковой. — Пермь : Перм. гос. ун-т., 2011. — С. 321–328.
  16. Табункина И. А. Образ омнибуса в произведениях Чарльза Диккенса и Обри Бердсли // Мир Диккенса — Диккенс и мир (к 200-летию со дня рождения Чарльза Диккенса) : сб. науч. тр. — Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. — С. 133–145.
  17. Рис Дж. Путешествие во тьме / пер. с англ. Е. Нарышкиной ; предисл. и коммент. Н. Рейнгольд. — М. : Б. С. Г. — ПРЕСС, 2005. — 254 с.
  18. Уэллс Г. Собрание сочинений : в 15 т. — М. : Правда, 1964. — Т. 8. — С. 415–590 ; Т. 13. —С. 5–398.
  19. Чекалов И. Викторианцы и машина // Вопросы литературы. — 1970. — № 6. — С. 219–221.
  20. Bassett T. J. Title Tag: Publisher Series: Keynotes Series // At the Circulating Library: A Database of Victorian Fiction, 18371901. — URL : http://www.victorianresearch.org/atcl/show_genre.php?gid=53 (дата обращения: 27.11.2023), а.
  21. Bassett T. J. Title Tag: Publisher Series: Pseudonym Library // At the Circulating Library: A Database of Victorian Fiction, 18371901. — URL : http://www.victorianresearch.org/atcl/show_genre.php?gid=54 (дата обращения: 27.11.2023), б.
  22. Bassett T. J. T. Fisher Unwin’s Pseudonym Library: Literary Marketing and Authorial Identity // English Literature in Transition, 1880– — 2004. — Vol. 47, no. 2. — Pp. 143–160. — URL : https://doi.org/10.2487/P7UV-P56R-4527-2H10 (дата обращения: 27.11.2023).
  23. Gannon C.  G. Wells and the aestheticised individual: Critiquing the bildungsroman in The Bulpington of Blup // Modern Philology. — 2005. — № 112 (3). — Pp. 503–521.
  24. Hammond J. R. An H. G. Wells Companion. Literary Companions. — L. : Palgrave Macmillan London, 1979. — XII, 288 p. — DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-04146-6.
  25. Harris W. V. John Lane’s Keynotes Series and the Fiction of the 1890’s // Publications of the Modern Language Association of America. — 1968. — 83, iss. 5. — Pp. 1407–1413. — DOI: https://doi.org/10.2307/1261313.
  26. The Letters of Aubrey Beardsley / ed. by H. Maas. — L. : Rutherford, Fairleigh Dickinson university press, 1970. — 472 p.
  27. Tyrrell B. ‘Tracing Wells’s New Woman through The Wheels of Chance and The War of the Worlds // The Wellsian. — 2016. — № 39. — Pp. 48–
  28. Wanggren L. E. New women, new technologies: the interrelation between gender and technology at the Victorian fin de siècle : PhD in English Literature. — The University of Edinburgh, 2012. — 239 p.
  29. Wells H. G. The Wheels of Chance. — 1896. — URL : https://www.gutenberg.org/files/1264/1264-h/1264-h.htm (дата обращения: 11.12.2023).
  30. Wells H. G. The Bulpington of Blup. — L. : Hutchinson and Co, 1942. — 320 p.
Без рубрики