Пономарев Е. В.

Сходство теоретических и практических взглядов сторонников экспериментальной педагогики столицы  в поздний пореформенный период (на примере гимназии Стоюниной и училища Тенишева) C. 46 –55.

УДК 37.013.75(470.23-25):94(47).082

DOI 10.37724/RSU.2021.71.2.005

Аннотация. Великие реформы дали толчок развитию частного среднего образования в России в различных формах: гимназии, реальные и коммерческие училища. На начало XX века количество частных учебных заведений почти в три раза превысило количество государственных, что нельзя сказать о соотношении количества учеников. Цель данной статьи — рассмотрение сходства теоретических взглядов сторонников экспериментальной педагогики и педагогических взглядов преподавателей передовых учебных заведений в столице в начале XX века на примере Тенишевского коммерческого училища и гимназии М. Н. Стоюниной. В соответствии с целью статьи данные учебные заведения изучаются с ранее не рассматриваемой позиции. На основе историографического материала анализируется вопрос о частных средних школах в столице и провинции — их владельцах и целях открытия. Учебные заведения, являющиеся предметом исследования, можно отнести к экспериментальным. Основными точками соприкосновения теоретических взглядов сторонников экспериментальной педагогики и взглядов педагогов экспериментальных учебных заведений столицы служили вопросы необходимости не только образования, но и воспитания учеников в учебном заведении, установления связи семьи и школы, создания безоценочной системы. Данная статья при дальнейшем рассмотрении вопроса позволит проследить динамику сходства и различия теоретических и практических взглядов сторонников свободного воспитания.

Ключевые слова: гимназия М. Н. Стоюниной, средние учебные заведения, свободная школа, свободное воспитание, Тенишевское училище, частное образование.

 

Библиография:

  1. Антонова Т. А. Профориентационная работа в образовательных организациях со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования: из истории образования Тенишевского училища // Сб. ст. II (VII) Всерос. очно-заоч. науч.-практ. конф. — СПб. : Академия востоковедения, 2019. — С. 60–62.
  2. Веременко В. А. Исторический опыт воспитания «человека» и «гражданина» в дворянских семьях России (XIX — начало XX века) // XVII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. — СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. —Т. 1. — С. 21–27.
  3. Веременко В. А. Трудовое воспитание в дворянско-интеллигентских семьях начала XX века // Материальный фактор и предпринимательство в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы Междунар. науч. конф. — СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. — С. 361–370.
  4. Веременко В. А. Выращивание революционера: концепция «свободного воспитания» в элитных школах России конца XIX — начала XX века // Самарский вестник. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 165–171.
  5. Гач О. Б. Правовая основа формирования негосударственного образования в дореволюционной России // Вестник Томского государственного педагогического университета. — — № 9 (99). — С. 156–161.
  6. Геращенко Л. В. Частные учебные заведения Иркутска (середина XIX — начало XX века). — Иркутск : Земля Иркутская, 2018. — 671 с.
  7. Головнин А. В. Записки для немногих. — СПб. : Изд-во Петербург. отд-ния истории РАН, 2004. — 576 с.
  8. Дерюгина Е. Г. Становление педагогической позиции директоров дореволюционных частных школ Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX века // Историко-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 144–155.
  9. Джемарджидзе Н. Воспоминания о Яновском // Русская школа. — 1904. — № 7–8. — С. 68–73.
  10. Добрынина М. В. Изменения в системе образования в конце XIX в.: «Великие реформы» Александра II и их значение для системы инженерного образования // Отечественный опыт. — 2019. — № 4. — С. 211–217.
  11. Дурылин С. Эксперимент или пытка? (к вопросу об экспериментальной школе) // Свободное воспитание. — 1907/8 г. — № 3. — С. 65–82.
  12. Егорова М. В. Учредители частных учебных заведений на Урале в пореформенный период // Вестник Оренбургского государственного университета. — — № 12 (37). — С. 34–39.
  13. Егорова М. В. Устав частных учебных заведений 1868 года: история создания // Научные исследования: от теории к практике. — 2016. — № 3 (9). — С. 93–94.
  14. Ежегодник России. 1904 год. (Год первый). — СПб. : Тип. кн. В. П. Мещерского, — 404 с.
  15. Жирмунский В. М. Начальная пора: дневники. Переписка. — М. : Новое лит. обозрение, 2013. — 397 с.
  16. Захаренко Т. Ю. Реализация основ дифференцированного обучения в учебных заведениях нового типа в России (вторая половина XIX — первая треть XX в.) // Грани познания. — 2009. — № 3 (4). — С. 20–22.
  17. Материалы по коммерческому образованию. — Вып. 1 : Коммерческие училища. — СПб. : Типолитогр. Комарова, 1901. — 167 с.
  18. Милованов К. Ю. К. Д. Ушинский и эпоха великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. — 2014. — № 3. — С. 22–28.
  19. Нов. Речь министра народного просвещения // Русская школа. — 1904. — № 12. —С. 112–114.
  20. О частных учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). — Кн. 4, т. 11, ч. 1. — СПб. : Графич. ин-т. — С. 325–329.
  21. Об экстраординарном кредите на учреждение и содержание параллельных классов при гимназиях : Представление министра народного просвещения в Государственный Совет от 12 октября 1863 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. — Т. 3. — СПб. : Тип. Имп. акад. наук, 1865. — С. 1077–1105.
  22. Отчет о состоянии коммерческого образования в России за 1903-4 учебный год в учебных заведениях ведомства Министерства финансов. — Вып. 4. — СПб. : Тип. А. В. Орлова, — 103 с.
  23. Павлов Ф. И. Недочеты средней школы // Русская школа. — 1906. — № 3. — С. 110–124.
  24. Павлович Р. С. Краткий обзор истории частных учебных заведений Санкт-Петербурга в конце XIX — начале XX в. // Актуальные проблемы социальных наук : Герценовские чтения. — СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2011. — С. 81–83.
  25. Пашкова Т. И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга 1805–1917 гг. : ист. справ. — СПб. : Серебряный век, 2015. — 337 с.
  26. Пономарев Е. В. Общественные взгляды сторонников экспериментальной педагогики в начале XX века (по материалам периодической печати) // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы Междунар. науч. конф. : в 2 т. — СПб. : Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2018. — С. 153–158.
  27. Рутцен. Свобода школы или свобода от школы? // Русская школа. — 1906. — № 5–6. — С. 232–237.
  28. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1991. — 285 с.
  29. Хабалева Е. Н. История народного образования в Орловской губернии во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.02. — Воронеж, 2018. — 23 с.
  30. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). — Ф. 144. — Оп. 1. — Д. 44 ; Ф. 148. — Оп. 1. — Д. 230, 247, 249 ; Ф. 176. — Оп. 1. — Д. 6.
  31. Шевелев А. Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы — СПб. : С.-Петерб. акад. постдипломн. пед. образования, 2005. — 350 с.
Без рубрики