Сидорова О. Г., Полуэктова Т. А.

Функциональность фотографического экфрасиса в жанре рождественской истории (Дж. Коу, П. Остер) C.  118 –126.

УДК 821(1-87)-3.09

DOI 10.37724/RSU.2023.80.3.012

 

Аннотация. В статье рассматривается функциональность фотографического экфрасиса в малой прозе современных англо-американских писателей. В качестве материала исследования выступают непереведенные на русский язык репрезентативные рассказы Джонатана Коу Ivy and her nonsense (1995) и Пола Остера Auggie Wren’s Christmas story (1990). Авторы настоящей статьи рассматривают эти произведения с позиции жанра и отмечают в них такие устойчивые признаки Christmas story, как приуроченность событий к Рождеству, тема семьи, главный герой (как правило) — ребенок или взрослый в состоянии душевного кризиса, представители инфернального мира, рождественский подарок, наличие чуда, обращение к Богу через молитву, наличие рассказчика, счастливый финал, мораль, или «рождественская философия». Используя сравнительно-сопоставительный метод, авторы статьи отмечают, что Дж. Коу и П. Остер следуют богатой английской традиции жанра рождественских историй XIX века и переосмысливают его возможности за счет введения фотографии как особой философско-эстетической категории. Фотографический экфрасис выступает одной из ведущих повествовательных инстанций в художественной практике конца XX — начала XXI веков, функционирует на нескольких поэтологических уровнях рассказов, а также выполняет жанроопределяющую функцию. Проведенное исследование позволяет отнести рассказы к жанровой форме фотоэкфрастических рождественских историй как своего рода художественному эксперименту, обусловленному влиянием постмодернистской эстетики и своеобразием художественного метода каждого из писателей. Результаты исследования могут быть применены при изучении рождественской прозы современных англоязычных писателей, вписанной в литературный контекст нашего времени.

 

Ключевые слова: Джонатан Коу, Ivy and her nonsense, Пол Остер, Auggie Wren’s Christmas story, жанр, постмодернизм, рождественский рассказ, фотографический экфрасис.

 

Библиография 

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений : в 7 т. — М. : Рус. словари : Яз. слав. культуры, 2002. — Т. 6. — 800 с.
  2. Воропанова М. И. Всеобъемлющее сердце Диккенса // Диккенс Ч. Рождественские повести. — М. : Правда, 1988. — С. 5–12.
  3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М. : Искусство, 1991. — 368 с.
  4. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. — 2-е изд. — М. : НЛО, 2023. — 552 с.
  5. Кулькина В. М. Пространства и смыслы в прозе Пола Остера: аналитический обзор / отв. ред. Е. В. Лозинская. — М., 2019. — 102 с.
  6. Меретукова М. М. Жанровая и художественная специфика «Рождественских повестей» (“Christmas Tales”) Ч. Диккенса и английская фольклорная традиция // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2, Филология и искусствоведение. — 2010. — № 2. — С. 29–32. 
  7. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс // Зарубежные писатели : биобиблиогр. слов. : в 2 ч. / под ред. Н. П. Михальской. — М. : Просвещение : Учеб. лит., 1997. — Ч. 1. — С. 276286.
  8. Новикова В. Г. Жанровый диапазон рождественского рассказа в творчестве Д. Уинтерсон // Филологический класс. — 2018. — № 3 (53). — С. 73–78. — URL : https://filclass.ru/images/JOURNAL/53/11.pdf (дата обращения: 20.02.2023). 
  9. Полуэктова Т. А. Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2021. — Т. 13, вып. 4. — С. 100–110. — URL : https://press.psu.ru/index.php/philology/article/view/5146 (дата обращения: 15.04.2023). 
  10. Auster P. Auggie Wren’s Christmas Story. — URL : http://www.xtec.cat/~dsanz4/materiales/auggie_wren.pdf (дата обращения: 12.02.2023).
  11. A New Book of Contemporary British Stories / ed. with an introduction and comment. by K. Hewitt. — Oxford : Perspective Publications, 2005. — Рр. 2945, 9–28.
  12. Collinge-Germain L. The Reader at Play in “Auggie Wren’s Christmas Story” by Paul Auster // Transatlantica [Online]. — 2013. — 2. — URL : http://journals.openedition.org/transatlantica/6567 (дата обращения: 12.02.2023).
  13. Denisoff D. “Introduction,” The Broadview Anthology of Victorian Short Stories. — Canada : Broadview Press Ltd., 2004. — 496 p.
  14. Ehnes Caley. “Winter Stories — Ghost Stories… Round the Christmas Fire”: Victorian Ghost Stories and the Christmas Market // Illumine. — 2012. — Vol. 11, no. 1. — Рp. 6–25.
  15. Evans D. The Victorian Ghost Story and the Invention of Christmas // The Routledge Handbook to the Ghost Story / ed. by S. Brewster and L. Thurston. — London : Routledge, 2018. — Pp. 78–86.
  16. Harvey J. Photography and Spirit. — London : Reaktion, 2007. — 176 p. 
  17. Le Fanu J. S. Fireside Horrors for Christmas // Dublin University Magazine. — 1847. — Dec. —30 (180). — Рр. 631–646. — URL : https://archive.org/details/dublinuniversit10cogoog/page/630/mode/2up (дата обращения: 15.03.2023).
  18. McCaffery L., Gregory S., Auster P. An Interview with Paul Auster // Contemporary Literature. — 1992. — Vol. 33, no. 1. — Pp. 1–23. — URL : https://www.jstor.org/stable/1208371 (дата обращения: 15.04.2023).
  19. Shakespeare W. Macbeth / intr. K. Deighton. — L. ; St. Martin’s Street : [s. n.], 1908. — XL, 224, 4 p.
  20. Sidorova О. Karen Hewitt, a scholar who Bridges Russian and British Cultures // Quaestio Rossica. — 2017. — Vol. 5, no. 4. — Рp. 927–937. — URL : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/56002/1/qr_4_2017_02.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
  21. Slerhaug G. From Auster to Wang: Postmodern Indeterminacy, “Auggie Wren’s Christmas Story”, and SMOKE // Literature and Aesthetics. — 2011. — Рp. 127–146.
  22. Tucker J. Nature Exposed: Photography as Eyewitness in Victorian Science. — Baltimore, 2005. — Pp. 65–125.
  23. Willburn S. Viewing History and Fantasy through Victorian Spirit Photography // The Ashgate Research Companion to Nineteenth-Century Spiritualism and the Occult / S. A. Willburn, T. Kontou (eds.). — Farnham ; Burlington : Ashgate, 2012. — Рр. 359–381. 
Без рубрики