Созинова К. А.
Чтение как образовательная практика английской леди во второй половине XVIII века. С. 65- 78.
УДК 028:37.03-052.2(410)«17»
DOI 10.37724/RSU.2020.69.4.008
Эпоха Просвещения связана с формированием новой концепции чтения, широко известной как революция чтения. В данной статье автор обращается к роли данного феномена в изменении подходов к женскому образованию во второй половине XVIII века. В этот период английские интеллектуалы и интеллектуалки выпускали для воспитания «идеальных» леди многочисленные педагогические трактаты и сочинения, в которых обсуждались проблемы женского образования и рекомендовались «идеальные» списки для чтения. Особый взгляд на роль женского чтения отстаивали М. Уолстонкрафт, Э. Шапон, К. Маколей, С. Пеннингтон, Х. Мор, Э. Дарвин и др. Относительно полезности в образовательном процессе той или иной литературы часто по-разному высказывались и сами интеллектуалки. Не все были готовы предложить юным леди книги философского содержания, камнем преткновения стал также вопрос о пользе и вреде чтения романов. Важное значение в данном контексте обретает формирование правильных читательских привычек.
революция чтения; практики чтения; М. Уолстонкрафт; Х. Мор; К. Маколей; Э. Дарвин; женское образование; эпоха Просвещения
Библиография:
- Вершинина Д. Б. Образование и манеры английской леди XVIII–XIX вв. // Вестник Пермского университета. — Вып. 2. — 2010. — С. 93–97.
- История чтения в западном мире от Античности до наших дней / ред.-сост. Г. Кавалло, Р. Шартье ; пер. с фр. М. А. Руновой, Н. Н. Зубкова, Т. А. Недашковской. — М. : ФАИР, 2008. — 544 с.
- Креленко Н. С., Чернова Л. Н., Костина А. К. Такие разные… Судьбы английских интеллектуалок Нового времени / под общ. ред. Н.С. Креленко. — М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2018. — 352 с.
- Лабутина Т. Л. Мир английской леди. Воспитание, образование, семья. XVII — начало XVIII века. — М. : Ломоносовъ, 2016. — 256 с.
- Остен Дж. Гордость и предубеждение ; Нортенгерское аббатство : романы / пер. с англ. И. С. Маршака. — Пермь : КАПИК, 1993. — 512 с.
- Созинова К. А. Женское образование в Англии на рубеже XVIII–XIX вв. на примере романов Джейн Остен // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 11. — С. 264–270.
- Эрлихсон И. М. «Третья» женщина эпохи Нового времени в английском просветительском романе (Даниэль Дефо) // Диалог со временем. — 2012. — С. 281–307.
- Bull P. E. The Reading Lives of English Men and Women, 1695–1830: Unpublished PhD thesis, Royal Holloway. — L., 2012. — 357 p.
- Chapone H. Letters on the improvement of the mind. Addressed to a Lady. — Vol. 1. — L. : Printed by H. Hughs, 1773. — 246 p.
- Croft G. A Plan of Education Delineated and Vindicated: To which are Added, A Letter to a Young Gentleman Designed for the University, and for Holy Orders. And a Short Dissertation Upon the Stated Provision and Reasonable Expectations of Publick Teachers. — Wolverhampton : Printed by J. Smart, 1784. — 68 p.
- Darnton R. First steps toward a history of reading // Reception study: from literary theory to cultural studies / eds. P. Goldstein, J. L. Machor. — L. : Routledge, 2001. — P. 160–179.
- Darwin E. A Plan for the Conduct of Female Education in Boarding schools, Private Families, and Public Seminaries. — Philadelphia : Printed by John Ormrod, 1798. — 308 p.
- Education of children and young students in all its branches, with a short catalogue of the best books in polite learning and the sciences. — L. : Printed and sold by J. Waugh, 1752. — 44 p.
- Ferguson M. The Discovery of Mary Wollstonecraft’s “The Female Reader” // Signs. — 1978, Summer. — Vol. 3, N 4. — Pp. 945–957.
- Fordyce D. Dialogues concerning education. — L. : Printed for E. Dilly, 1757. — 464 p.
- Fordyce J. Sermons to Young Women : in 2 vols. — N. Y. : I. Riley, 1809. — 327 p.
- Gregory J. A Father’s legacy to his Daughters. — L. ; Philadelphia, 1775. — 132 p.
- Jackson I. Approaches to the History of Readers and Reading in Eighteenth-Century Britain // The Historical Journal. — 2004, Dec. — Vol. 47, N 4. — Р. 1041–1054.
- Macaulay C. Letters on education. With observations on religious and metaphysical subjects. — L. : Printed for C. Dilly, 1790. — 507 p.
- Michaelson P. H. Speaking volumes: Women, reading, and speech in the age of Jane Austen. — Stanford, 2002. — 261 p.
- More H. Strictures on the modern system of female education. — Vol. 1. — L. : Printed for T. Cadell and W. Davies, 1799. — 274 p.
- Pearson J. Women’s reading in Britain, 1750–1835: a dangerous recreation. — Cambridge : Cambridge University Press, 1999. — 300 p.
- Pennington S. An unfortunate mother’s advice to her absent daughters, in a letter to Miss Pennington. — L. : Printed by S. Chandler, 1761. — 96 p.
- Raven J. New Reading Histories, Print Culture and the Identification of Change: The Case of Eighteenth-Century England // Social History. — 1998, Oct. — Vol. 23, № 3. — P. 268–287.
- Reeve C. The progress of romance, Reeve defended the public utility of the novel : in 2 vols. — Colchester ;, 1785. — 127 p.
- Reynolds M. The learned Lady in England. 1650–1760. — Gloucester, 1964. — 489 р.
- Richardson A. Literature, Education, and Romanticism: Reading as a Social Practice, 1780–1832. — Cambridge : Cambridge University Press, 1994. — 327 p.
- Robertson J. Essay on the Education of Young Ladies. Addressed to a person of distinction. — L. : Printed for T. Cadell and W. Davies, 1798. — 49 p.
- The Practice and Representation of reading in England / ed. by J. Raven, H. Small, N. Tadmor. — Cambridge : Cambridge University Press, 1996. — 313 p.
- Vickery A. The gentleman’s daughter: Women’s life in Georgian England. — New Haven ; London : Yale University Press, 1998. — 436 p.
- Watts R. Women in science: a social and cultural history. — Abingdon : Routledge, 2007. — 320 p.
- Wollstonecraft M. The female reader: or miscellaneous pieces in prose and verse… for the improvement of young women. — L., 1789. — 434 p.
- Wollstonecraft M. Thoughts on the education of daughters. — L. : Printed for J. Johnson, 1787. — 160 p.