Сторожева А. А.
Мифологизация степного пространства в творчестве писателей XIX века. С. 103–111.
УДК 821.161.1.09«18»
DOI 10.37724/RSU.2024.83.2.011
Аннотация. Изучение мифогенного потенциала пространственных художественных образов является перспективным направлением отечественного литературоведения. Степное пространство рассматривается как важная часть национальной картины мира русских писателей XIX века. Степь — не только часть географического ландшафта, но и особое культурное пространство, которое влияет на особенности менталитета местного населения, является местом зарождения и бытования самобытных традиций и мифов, сформированных на стыке разных культур. Объектом исследования в статье выступают произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Я. П. Полонского, А. Ф. Писемского, А. П. Чехова, М. Горького, отразившие степную мифологию. Анализируя творческое наследие названных писателей, мы пришли к выводу, что степь несет в себе широкий круг семантических значений. Степное пространство, отличающееся уникальной историей и культурой, несомненно, обладает способностью генерировать мифопоэтические образы. Степная мифологема, по сути своей антропоцентричная, порождает особый тип героя — свободного, смелого, сильного духовно и физически. Формирование культурного кода степи в первые десятилетия XIX века начинается с осмысления ее как «величественного», «безграничного», «свободного» пространства. В подобной художественной интерпретации степного пространства прослеживается стереотипное восприятие, справедливое с одной стороны, но несколько романтизированное с другой. Степные реалии, отраженные в произведениях второй половины века, зачастую разочаровывали авторов, бескрайность и однообразие навевали «мысли тягучие». Разрушался сложившийся миф, но степные знаки-символы (курганы, могильники, каменные бабы и т. д.) порождали образы, связанные с историческим прошлым данного пространства — со временами могущества кочевников. В произведениях конца XIX века запечатлены актуальные для времени реалии степи, происходила маргинализация данного пространства.
Ключевые слова: литература XIX века, миф, мифологизм, степь, пространство, образ.
Библиография
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М. : Индрик, 2005. — 1004 с.
- Бергман Ф. Г. Скифы, предки германских и славянских народов. — Галле, 1860. — 168 с.
- Веселовский Н. И. Труды по истории Золотой орды. — Казань : «Фэн» АН РТ, 2010. — 192 с.
- Бердяев Н. А. Судьба России. — М. : АСТ, 1918. — 384 с.
- Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений : в 14 т. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937–1952. — Т. 1. — 1940. — 693 с. ; Т. 2. — 1938. — 591 с. ; Т. 8. — 1952. — 1149 с.
- Горький М. Полное собрание сочинений : в 25 т. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1949–1955. — Т. 1. — 1949. — 873 с. ; Т. 3. — 1949. — 893 с.
- Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. — М. : Эксмо, 2009. — 1007 с.
- Дубровская С. А. Образ степи в смеховом мире Н. В. Гоголя // Инженерные технологии и системы. Сер. «Языкознание и литературоведение». — 2011. — С. 109–112.
- Иванов П. С. Образы стихий и пространственная картина мира в поэзии А. С. Пушкина (мотивный комплекс, мифопоэтика) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — Красноярск, 2010. — 19 с.
- Иванов Н. Н. Мифопоэтика в художественном сознании М. Горького // Верхневолжский филологический вестник. Языкознание и литературоведение. — 2018. — № 2. — С. 31–39.
- Кондратьева В. В. Уезд, деревня, степь: к вопросу о топографии провинции в произведениях А. П. Чехова // Известия Южного федерального университета. Литературоведение. — 2013. — № 2. — С. 49–57.
- Кононова С. А. Казачья картина мира и текстема «степь» в языке М. А. Шолохова // Известия высших учебных заведений. Языкознание и литературоведение. — 2007. — С. 17–19.
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М. : АСТ, 2010. — 528 с.
- Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1961–1962. — Т. 6. — 1957. — 826 с.
- Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М. : Просвещение, 1988. — 292 с.
- Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». —СПб. : Академ. проект, 1996. — 280 с.
- Мароши В. В. Люди огня: к символике цыганского мифа в русской и европейской литературе XIX века // Сибирский филологический журнал. Литературоведение. — 2019. — № 3. — С. 53-66.
- Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1980. — 296 с.
- Мелетинский Е. М. От мифа к литературе : учеб. пособие. — М. : Изд-во РГГУ, 2001. — 168 с.
- Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. — М. : Худож. лит., 1972. — 576 с.
- Немзер А. С. Об «антиисторизме» Лермонтова // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. — 2001. — № 4. — С. 204–221.
- Пиксанов Н. К. Горький и фольклор. — М. : Худож. лит., 1938. — 192 с.
- Писемский А. Ф. Полное собрание сочинений : в 24 т. — М. : Изд-во Т-ва М. О. Вольф, 1895–1896. — Т. 2. — 1895. — 324 с.
- Полонский Я. П. Полное собрание сочинений : в 10 т. — СПб. : Изд-во Ж. А. Полонской, 1885–1886. — Т. 1. — 1885. — 488 с.
- Понизовкина И. Ф. Историческая память и культурно-мифологическое пространство // Социально-гуманитарные знания. Прочие социальные науки. — 2017. — С. 139–144.
- Потебня А. А. Слово и миф. — М. : Правда, 1989. — 622 с.
- Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937–1959. — Т. 4. — 1937. — 483 с. ; Т. 6. — 1957. — 697 с. ; Т. 9. — 1958. — 464 с.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М. : Наука, 1981. — 640 с.
- Соколова А. А. Образ города в представлениях жителей малых городских и сельских населенных пунктов Подолии // Свой или чужой? : сб. ст. науч. конф. — М., 2003. — С. 320–359.
- Федотов Г. П. Рождение свободы. Судьба и грехи России : в 2 т. — СПб. : София, 1992. — Т. 2. — 352 с.
- Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. — М. : Изд-во МГУ, 1966. — 276 с.
- Флоренский П. А. Собрание сочинений : в 4 т. — М. : Мысль, 1994. — Т. 1. — 806 с.
- Чехов А. П. Полное собрание сочинений : в 30 т. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1974–1983. — Т. 7. — 1977. — 739 с.