Тао Ли, Нагуманова Э. Ф.

«Женская тема» в русской и китайской прозе второй половины ХХ века (на материале произведений В. Токаревой и Чжан Цзе)       С. 114-121.

УДК 821.161.1-3.09«19»+821.581-3.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2022.77.4.012

 

Аннотация. В статье рассматривается русская и китайская проза второй половины ХХ века в свете гендерной проблематики. Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью женской прозы 1980–1990-х годов в широком мировом контексте, а также актуализацией в современном литературоведении исследований в русле межлитературных диалогов. Цель исследования —выделить сходства и различия в реализации «женской темы» в произведениях Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» и «Инфузория-туфелька» и современной китайской писательницы Чжан Цзе «Ковчег», «Изумруд» и др. В результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что проблемы семьи активно входит в женскую литературу в 1980-е годы и раскрывается с позиций тех изменений, которые произошли в обществе. Так, представительница китайской литературы показывает, что после «культурной революции» растет самосознание женщин, они более активно начинают выстраивать свою жизненную позицию, однако чаще всего мужчины не готовы принять сильных женщин, поэтому героини Чжан Цзе, как правило, одиноки. Виктория Токарева тонко раскрывает душевный мир разных женских типов, для нее важно оценить через женские образы сферу бытования современного человека. Она изображает суть женских образов через сравнения-символы («инфузория-туфелька», «трамвай» и др.), описывает типы деловых женщин и хранительниц домашнего очага. Между героинями Токаревой и Чжан Цзе обнаруживаются как общие черты, обусловленные схожестью разрабатываемых тем, так и различия, связанные с особенностями этнонационального менталитета. Результаты исследования могут быть использованы в вузовской практике преподавания курса русской литературы, а также при разработке спецкурса по современной компаративистике.

Ключевые слова: женская проза, сопоставление, образ, Виктория Токарева, Чжан Цзе.

 

 

Библиография.

  1. Воробьева Н. В. Женская проза 1980–2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — Пермь, 2006. — 19 с.
  2. Дмитриева А. А. Формирование творческой индивидуальности Чжан Цзе // Вестник Московского университета. Сер. 13 : Востоковедение. — 2008. — № 3. — С. 40–50.
  3. Кардапольцева В. Н. Женственность как социокультурный конструкт // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Социология». — 2005. — № 1. — С. 62–76.
  4. Коренькова О. Л. Отражение особенностей национального менталитета в рассказе Чжан Цзе «Любовь не может быть забыта» // Картина мира через призму китайской и белорусской культур : сб. ст. науч.-практич. круглого стола. — Минск : Издат. центр БГУ, 2018. — С. 89–93.
  5. Ровенская Т. А. Женская проза конца 1980-х — начала 1990-х годов: проблематика, ментальность, идентификация : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — М., 2001. — 220 c.
  6. Саховская А. А. Творчество Чжан Цзе в контексте китайской литературы : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.03. — М., 2008. — 25 с.
  7. Сицянь Лю. О китайской женской литературе // Литературное обозрение. — 1993. —№ 2. — С. 61–70.
  8. Сяомин Ч. Традиции новейшей китайской литературы. — Пекин : ООО «Изд-во Пекинского ун-та», 2019. — 425 с.
  9. Токарева В. Между небом и землей: повести, рассказы. — М. : АСТ, 2004. — 349 с.
  10. Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. — Иваново : ИвГУ, 2005. — 371 с.
  11. Чжан Цзе. Собрание сочинений : в 11 т. — Пекин : Изд-во нар. лит., 2011. — Т. 10. Новеллистика и повести. — 561 с.
Без рубрики