Федосеева Т. В.

О православных аспектах этнопоэтики С. А. Есенина 1910-х годов  C. 103-116.

UDC 281.93:39::821.161.1-1.09«191»

DOI 10.37724/RSU.2021.70.1.011

Аннотация. В статье  исследуется вопрос о поэтическом выражении православного сознания в лирике С. А. Есенина 1910-х годов. Анализ избранных произведений осуществляется с применением методологии и терминологии, актуальной для современного литературоведения этнопоэтики. Материал исследования включает текст теоретического трактата «Ключи Марии» как итоговый для данного периода и определяющий для творческого метода поэта. Рассматриваются случаи жанрового влияния народной духовной поэзии на формально-содержательную характерность произведений Есенина. Выявляются пути развития в лирике поэта народнопоэтических жанровых моделей предания, сказания, духовной песни. Устанавливается ментальный уровень поэтики, определенный категориями «дарения и нищелюбия», «веры в чудо». В образе лирического героя выделяются в качестве характерологических мотивы странничества, греха, покаяния. В пространственно-временной и сюжетно-мотивной характерности произведений исследуемого периода выделяется мистериальная поэтика. Из лирического комплекса 1918–1919 годов выделяется сюжет, соотносимый с мотивами умирания и Божественного претворения плоти. Автор статьи приходит к выводу о необходимости уточнения выраженного в творчестве Есенина 1910-х годов типа художественного сознания термином «народное православие». Результаты проведенного исследования указывают на возможности дальнейшего изучения творчества поэта в предложенном направлении.

 

Ключевые слова: «Ключи Марии», лирика С. А. Есенина 1910-х годов, мистериальный сюжет, мифопоэтика, «народное православие», этнопоэтика.

 

Список источников

 

  1. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. — М. : Современные проблемы, 1914. — 316 с.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев, С. Г. Бочаров. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.
  3. Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура : моногр. — Рязань : Узорочье, 2002. — 520 с.
  4. Воронова О. Е. Софийно-пантеистические мотивы в ранней лирике С. А. Есенина // Современное есениноведение. — 2015. — № 4. — С. 53–57.
  5. Голубиная книга // Народная поэзия : Былины, песни, духовные стихи / сост. А. В. Оксенов. — 4-е изд. — СПб. : Синод. тип., 1908. — С. 304–311.
  6. Доманский В. А. Феномен есенинской грусти // Проблемы научной биографии С. А. Есенина : сб. тр. / отв. ред. О. Е. Воронова, Н. И. Шубникова-Гусева. — Рязань : Пресса, 2010. — С. 133–142.
  7. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1995. — 287 с.
  8. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. — М. : Кругъ, 2004. — 560 с.
  9. Есенин С. А. Ключи Марии. — М. : Моск. труд. артель художников слова, 1920. — 42 с.
  10. Есенин С. А. Полн. собр. соч. : в 7 т. — Изд. 2-е. — Т. 4 : Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений» / сост., подгот. текста и коммент. С. П. Кошечкина, Н. Г. Юсова. — М. : ИМЛИ РАН, 2004. — 544 с.
  11. Есенин С. А. Полн. собр. соч. : в 7 т. — Т. 1 : Стихотворения / подгот. текста и коммент. А. А. Козловского. — М. : Наука : Голос, 1995. — 672 с.
  12. Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. — М. : Индрик, 2012. — 264 с.
  13. Зырянов О. В. Проблемно-методологическое поле современной этнопоэтики // Филологический класс. — 2019. — № 1 (55). — С. 8–15.
  14. Михаленко Н. В. Пространственная организация образа Небесного Града в ранней лирике С. А. Есенина // Сергей Есенин и литературный процесс: традиции, творческие связи : сб. науч. тр. / отв. ред. О. Е. Воронова, Н. И. Шубникова-Гусева. — Рязань : РИД, 2006. — С. 105–116.
  15. Поэтика : слов. актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : Изд-во Кулагиной Intrada, 2008. — 358 с.
  16. Самоделова Е. А. Старообрядческие и сектантские ключи к «Ключам Марии» Есенина // Сергей Есенин и искусство. Сер.: Есенин в XXI веке. — М. : ИМЛИ РАН, 2014. — С. 97–113.
  17. Серегина С. А. Орнамент как искусство в «Ключах Марии» Есенина и культуре модерна // Сергей Есенин и искусство. Сер.: Есенин в XXI веке. — М. : ИМЛИ РАН, 2014. — С. 114–125.
  18. Скороходов М. В. «В лунном кружеве украдкой…»; «Певущий зов» : пробные статьи для Есенинской энциклопедии // Современное есениноведение. — 2020. — № 3 (54). — С. 16–22.
  19. Соловьева М. А. Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы Нового Завета в лирике С. А. Есенина 1918–1919 гг. // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск : Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 2014. — Вып. 12.— С. 432–455.
  20. Толстой Н. И. Очерки славянского язычества / сост. и отв. ред. С. М. Толстая. — М. : Индрик, 2003. — 622 с.
  21. Шишкин А. П. «Магический кристалл» Логоса: эссе «Ключи Марии» как квинтэссенция есенинской теории «органического образа» // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Ч. 2 : сб. науч. тр. / ИМЛИ РАН ; Гос. музей-заповедник С. А. Есенина ; Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина. — М. ; Константиново ; Рязань : ГМЗ С. А. Есенина, 2017.— С. 426–439. (Сер. : Есенин в XXI веке. Вып. 5).
  22. Шубникова-Гусева Н. И. Есенин как теоретик национального искусства (к постановке проблемы) // Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд : материалы Междунар. науч. конф. / под ред. О. Е. Вороновой; А. Н. Захарова. — Рязань : Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина, 2005. — С. 42–62.
  23. Юдушкина О. В. Евангельская символика в «маленькой поэме» С. А. Есенина «Товарищ» (1917) // Преподаватель XXI век. — 2011. — № 4, ч. 2. — С. 339–344.
  24. Яковлев М. В. Художественное пространство «Железной мистерии» Д. Андреева  // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. — 2015. —№ 84. — С. 143–147.

 

Без рубрики