Федосеева Т. В., Цэн Цзя

Современное достоевсковедение в Китае: основные методологические тенденции С.102 –117.

УДК 821.161.1-3.09(510)

DOI 10.37724/RSU.2023.78.1.010

 

Аннотация. В статье анализируются исследования первых десятилетий XXI века, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского в Китае. Актуальность темы определяется тем большим значением, которое придают образу России и его восприятию в современном китайском обществе. Не случайно в центре исследовательского внимания оказывается русская литература классического периода. По общему мнению, она прямо согласуется с национальным характером России. Особое внимание в этом отношении привлекает творчество Достоевского. В статье описан и систематизирован значительный объем материалов современного китайского достоевсковедения. Большой пласт научных работ разного уровня и объема требует обобщения и типологизации с точки зрения методологической направленности. Этой цели и посвящено настоящее исследование. Анализ сложившейся ситуации позволяет констатировать факт совмещения ставших традиционными подходов с новыми исследовательскими тенденциями. В ходе аналитического обзора установлено, что современному литературоведческому дискурсу в Китае свойственно соединение методов сравнительного анализа и философско-эстетической концепции М. М. Бахтина, социологической критики и религиозно-культурологического подхода. В каждом из направлений сформировались базовые точки исследования, сложились определенные интерпретационные оценки. Выделяются принципиальные суждения и относительно спорные моменты дискуссий. Новые подходы к исследованиям отмечены теоретическими обобщениями главным образом в применении полифонической теории и религиозно-культурологического подхода.
Детализация научного дискурса позволяет выделить устоявшиеся трактовки проблематики романов Достоевского, а также констатировать недостаточную глубину понимания их ценностного содержания в отдельных работах. Последнее обусловлено различием ментального характера двух культурных традиций — русской и китайской. Полученные результаты важны для китайской и русской науки и будут способствовать развитию достоевсковедения в Китае.

 

Ключевые слова: достоевсковедение, Китай, XXI век, сравнительное изучение литератур, социологическая критика, полифоническая теория М. М. Бахтина, религиозно-культурологическая направленность.

 

Библиография.

  1. Алексеев П. В. Достоевский и Китай: к постановке имагологической проблемы // Диалог культур: поэтика локального текста : материалы V Междунар. науч. конф. : в 2 т. — Горно-Алтайск, 2016. — Т. 1. — С. 38–52.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — СПб. : Азбука, 2015. — 412 с.
  3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М. : Сов. Россия, 1979. — 318 с.
  4. Бердяев Н. А. Русская идея. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — URL : https://www.livelib.ru/
    book/112277/read-russkaya-ideya-nikolaj-berdyaev?contnts=true (дата обращения: 20.08.2022).
  5. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений : в 15 т. — СПб. : Наука, 1996. — Т. 15. — URL : https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/490.htm 1870 (дата обращения: 19.08.2022).
  6. Ма Мэнцю. М. М. Бахтин как носитель русской традиции: современное восприятие идей Бахтина в Китае // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Литературоведение. Журналистика». — 2022. — Т. 27, № 2. — С. 359–370. — DOI: 10.22363/2312-9220-2022-27-2-359-370.
  7. Семыкина Р. С.-И. Современное достоевсковедение в Китае // Культура и текст. — 2016. — № 3 (26). — С. 113–115.
  1. Сюй Чаожань. Изучение творчества Ф. М. Достоевского в Китае с начала 90-х по 2013 г. // Русская литература и современные проблемы образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Пермь, 2015. — С. 97–103.
  2. Хуэйжун А. Рецепция творчества Достоевского в китайских переводах, художественных произведениях и научных исследованиях // Научный диалог. — 2020. — № 11. — С. 154–176. — DOI : 10.24224/2227-1295-2020-11-154-176.
  3. Чжан Бянь Гэ. Восприятие Достоевского в Китае // Достоевский и XX век : в 2 т. / под ред. Т. А. Касаткиной. — М. : ИМЛИ РАН, 2007. — Т. 2. — С. 466–482.
  4. Чжан Жуньмэй. Особенности восприятия идей Ф. М. Достоевского в Китае // Вестник РУДН. Сер. «Философия». — 2017. — Т. 21, № 3. — С. 411–418.
  5. Чжао Хун, Дубкова О. В. Перевод и исследование творчества Ф. М.  Достоевского в Китае в XXI в. // Коммуникативные исследования. 2021. — Т. 8, № 4. — С. 671–686.
  6. 王志耕. 走入宗教文化语境 : 陀思妥耶夫斯基研究模式构想. 俄罗斯文艺, 2000, (3):28–36. [Ван Чжигэн. Вхождение в контекст религиозной культуры: концепция модели Достоевсковедения // Русская литература и искусство. — 2000. — № 3. — С. 28–36].
  7. 王志耕.宗教文化语境下的陀思妥耶夫斯基诗学. 北京: 北京师范大学出版社, 2003年. 218页. [Ван Чжигэн. Поэтика Достоевского в контексте религиозной культуры. — Пекин : Изд-во Пекинского пед. ун-та, 2003а. — 218 с.].
  8. 王志耕.《聚合性》与陀思妥耶夫斯基的复调艺术. 外国文学评论, 2003, (1):116–126. [Ван Чжигэн. Соборность и полифония Достоевского // Обзоры зарубежной литературы. — 2003б. —№ 1. — С. 116–126].
  9. 王志耕. 宗教之维 : 国内陀思妥耶夫斯基文化诗学研究概述. 国外文学, 2006, (1):80–88. [Ван Чжигэн. Измерение религии: обзор исследований культурной поэтики Ф. М. Достоевского в Китае // Зарубежная литература. — 2006. — № 1. — С. 80–88].
  10. 王志耕,陈遐. 陀思妥耶夫斯基是否《怀疑》上帝存在. 俄罗斯文艺, 2008, (3):64–65. [Ван Чжигэн, Чэнь Ся. «Сомневается» ли Достоевский в существовании Бога? // Русская литература и искусство. — 2008. — № 3. — С. 64–65].
  11. 魏玲. 陀思妥耶夫斯基给予了爱因斯坦什么. 国外文学, 2001, (2):53–59. [Вэй Лин. Что Достоевский дал Эйнштейну // Зарубежная литература. — 2001. — № 2. — С. 53–59].
  12. 戈宝权. 陀思妥耶夫斯基的作品在中国. 译文, 1956, (4):55–59. [Гэ Баоцюань. Произведения Ф. М. Достоевского в Китае // Перевод. — 1956. — № 4. — С. 55–59].
  13. 丁世鑫.《为人生的现实主义作家》— — 陀思妥耶夫斯基在现代中国的基本定位. 俄罗斯文艺, 2007, (3):70. [Дин Шисинь. «Писатель-реалист для жизни» — основное позиционирование Достоевского в современном Китае // Русская литература и искусство. — 2007. — № 3. — С. 70].
  14. 丁世鑫. 90年代陀思妥耶夫斯基在中国的研究. 浙江科技学院学报, 2021, (46):35–41. [Дин Шисинь. Исследования Ф. М. Достоевского в 90-е гг. ХХ в. в Китае // Вестник Чжэцзянского технического университета. — 2021. — № 46. — С. 35–41].
  15. 林精华. 去民族性特色与扩展全球性价值 — — 西方 20 世纪视野中的陀思妥耶夫斯基形象. 俄罗斯文艺, 2003, (2):45–88. [Линь Цзинхуа. Деэтнические характеристики и расширение глобальных ценностей — образ Достоевского в западном видении XX века // Русская литература и искусство. — 2003. — № 2. — С. 45–88].
  16. 鲁迅.且介亭杂文二集. 北京 : 人民文学出版社, 1973年. 210页. [Лу Синь. Очерки Чьецзетин. — Пекин : Изд-во нар. лит., 1997. — 210 с.].
  17. 刘娜. 21世纪仍然是陀思妥耶夫斯基的世纪 — — 2016 年陀学新动向概评. 书外国文学动态研究, 2017, (1):68–75. [Лю На. «XXI век по-прежнему век Ф. М. Достоевского». Обзор новых тенденций в изучении Ф. М. Достоевского в 2016 г. // Исследования динамики развития иностранной литературы. — 2017. — № 1. — С. 68–75].
  18. 刘再复, 刘剑梅. 东西方的两种伟大心灵景观 — — 曹雪芹和陀思妥耶夫斯基. 书屋, 2008, (3):12–18. [Лю Цзайфу, Лю Цзяньмэй. Два великих духовных ландшафта Востока и Запада — Цао Сюэцинь и Достоевский // Книжный дом. — 2008. — № 3. — С. 12–18].
  19. 茅盾. 陀斯妥以夫斯基的思想. 小说月报, 1922, (1):6–10. [Мао Дун. Идеи Ф. М. Достоевского // Ежемесячник прозы. — 1922. — № 1. — С. 6–10].
  20. 梅兰. 论陀思妥耶夫斯基的现实主义 — — 兼评巴赫金复调理论的局限性. 华中师范大学学报, 2001, (3):86–94. [Мэй Лан. О реализме Достоевского — ограниченность полифонической теории Бахтина // Вестник Центрально-Китайского педагогического университета. — 2001. — № 3. — С. 86–94].
  21. 彭克巽. 陀思妥耶夫斯基的创作美学. 国外文学, 2001, (3):52–58. [Пэн Кэсюнь. Творческая эстетика Достоевского // Зарубежная литература. — 2001. — № (3). — С. 52–58].
  22. 童明.自然机器人性·乌托邦:再论陀思妥耶夫斯基和车尔尼雪夫斯基之争. 外国文学, 2009, (1):36–44. [Тун Мин. Природная машина. Человеческая природа. Утопия: дискуссия о споре Достоевского и Чернышевского // Зарубежная литература. — 2009. — № 1. — С. 36–44].
  23. 吴晓都. 陀思妥耶夫斯基与俄国人文精神. 国外文学, 2001, (3):59–66. [У Сяоду. Достоевский и русский человеческий дух // Иностранная литература. — 2001. — № 3. — С. 59–66].
  24. 吴春生. 陀思妥耶夫斯基的上帝问题. 绥化学院学报, 2005, (2):56–60. [У Чуньшэн. Проблема Бога Достоевского // Вестник университета Суйхуа. — 2005. — № 2. — С. 56–60].
  25. 何云波. 陀思妥耶夫斯基与俄罗斯文化精神. 长沙: 湖南教育出版社, 1997年. 240页. [Хэ Юньбо. Достоевский и дух русской культуры. — Чанша : Изд-во образования Хунань, 1997. — 240 с.].
  26. 曾军. 巴赫金接受与中国 的陀思妥耶夫斯基研究. 西安人文杂志. 西安, 2003 年04 月. 103– [Цзэн Цзюнь. Восприятие Бахтина и китайское исследование Достоевского // Жэньвэнь : журнал. — Сиань. — 2003. — № 4. — С. 103–110].
  27. 曾军. 巴赫金接受与中国的陀思妥耶夫斯基研究. 人文杂志, 2003, (4):103–111. [Цзэн Цзюнь. Восприятие идей М. М. Бахтина и китайское достоевсковедение // Журнал гуманитарных наук. — 2003. — № 4. — С. 103–111].
  28. 蒋丽娟.《罪与罚》的宗教内涵及人道主义思想. 学术交流, 2005, (9):169–179. [Цзян Лицзюань. Религиозный подтекст и гуманитарная мысль в «Преступлении и наказании» // Академический обмен. — 2005. — № 9. — С. 169–179].
  29. 齐宏伟. 文学苦难·精神资源. 南昌: 江西人民出版社,2008年. 334页. [Ци Хунвэй. Литература. Страдание. Духовные ресурсы. — Наньчан : Нар. изд-во Цзянси, 2008. — 334 c.].
  30. 钱中文. 误解要避免, 误差”却是必要的. 外国文学评论, 1989, (4):33–36. [Цянь Цзунвэнь. Избежание заблуждения, а необходимо отклонение // Обзоры зарубежной литературы. — 1989. —№ 4. — С. 33–36].
  31. 张变革. 陀思妥耶夫斯基与俄罗斯戏剧. 戏剧艺术, 2007, (2):42–50. [Чжан Бяньгэ. Достоевский и русская драма // Театральное искусство. — 2007. — № 2. — С. 42–50].
  32. 张变革. 卡拉马佐夫兄弟:赞成与反对的话语激情. 俄罗斯文艺, 2009, (3):36–42. [Чжан Бяньгэ. Братья Карамазовы: суждения за и против // Русская литература и искусство. — 2009. —№ 3. — С. 36–42].
  33. 张变革. 当代中国学者论陀思妥耶夫斯基. 北京:北京大学出版社, 2012年. 306页. [Чжан Бяньгэ. Современные китайские ученые о Достоевском. — Пекин : Изд-во Пекинского ун-та, 2012. — 306 с.].
  34. 张勐. 神性与魔性 — — 鲁迅与陀思妥耶夫斯基精神气质比较论. 鲁迅研究月刊, 2008, (6):72–77. [Чжан Мэн. Божественная и демоническая натура. Сравнительный анализ духовного темперамента Лу Синя и Достоевского // Исследовательский ежемесячник Лу Синя. — 2008. — № 6. —С. 72–77].
  35. 张晓波.《杀死那个无辜的人》.书城, 2006, (3):35–46. [Чжан Сяобо. «Убил невинного человека» // Книжный город. — 2006. — № 3. — С. 35–46].
  36. 张杰. 现实的象征化与象征的现实化 — —《卡拉马佐夫兄弟》的现实主义的象征主义阐释. 外国文学研究, 2009, (4):10–16. [Чжан Цзе. Символизация реальности и реальность символизма — символистская интерпретация реализма в «Братья Карамазовы» // Изучение зарубежной литературы. — 2009. — № 4. — С. 10–16].
  37. 张竹筠. 论陀思妥耶夫斯基小说中的孤独意识与对话艺术. 外国文学研究, 2000, (2):30–39. [Чжан Чжуцзюнь. О феномене одиночества и искусстве диалога в романах Достоевского // Исследования зарубежной литературы. — 2000. — № 2. — С. 30–39].
  38. 周丹. 神性的诗意 — — 浅论陀思妥耶夫斯基的宗教思想, 兼与何云波先生商榷. 俄罗斯文艺, 2003, (2):52–59. [Чжоу Дан. Поэзия божественности — краткое обсуждение религиозных идей Достоевского и дискуссия с г-ном Хэ Юньбо // Русская литература и искусство. — 2003. — № 2. — С. 52–59].
  39. 陈建新.《群魔》与恐怖主义. 西南民族大学学报, 2005, (11):132–145. [Чэнь Цзяньсинь. «Бесы» и терроризм // Вестник юго-Западного университета национальностей. — 2005. — № 11. —С. 132–145].
  40. 沙湄. 《宗教大法官》与巴赫金的诗学问题. 文学评论, 2004, (3):47–55. [Ша Мэй. «Великий инквизитор» и поэтические темы Бахтина // Литературное обозрение. — 2004. — № 3. — С. 47–55].
  41. 沈晴. 被背叛的复调 — — 米兰昆德拉与陀思妥耶夫斯基小说中的复调思维. 俄罗斯文艺, 2009, (2):44–50. [Шэнь Цин. Преданная полифония — полифоническое мышление в романах Милана Кундры и Достоевского // Русская литература и искусство. — 2009. — № 2. — С. 44–50].
  42. 闫伟. 从《卡拉马佐夫兄弟中》的人物类型再谈巴赫金的《未完成性》理论. 学术论坛, 2006, (6):140–151. [Янь Вэй. О типах персонажей «Братьев Карамазовых» и теории незавершенности Бахтина // Академический форум. — 2006. — № 6. — С. 140–151].
  43. 夏仲翼. 窥探心灵奥秘的艺术 — — 陀思妥耶夫斯基艺术创作散论. 苏联文学, 1981, (1):132–136. [Ся Чжуньи. Искусство проникновения в тайны души — о художественном творчестве Достоевского // Советская литература. — 1981. — № 1. — С. 132–136].
  44. 张磊. 新世纪中国陀思妥耶夫斯基研究综述. 深圳大学学报(人文社会科学版). 深圳, 2014 年03 月第31 卷 (2):119–123. [Чжан Лэй. Резюме китайского исследования Достоевского в новом веке // Научная газета Шэньчжэнского университета. — 2014. — № 31 (2). — С. 119–123].
Без рубрики