Ян Ч.

Специфика категории адресанта — адресата в сверхтексте русского коронавирусного социального плаката. С. 92–101.

УДК 811.161.1:769.91

DOI 10.37724/RSU.2024.84.3.011

 

Аннотация. В статье проводится анализ субъектно-объектной организации коронавирусного рекламного дискурса. Категории адресанта и адресата изучаются в рамках коммуникативной ситуации пандемии COVID-19. Исследование базируется на корпусе 1 500 русскоязычных социальных рекламных плакатов, связанных с коронавирусом, которые рассматриваются авторами как единый сверхтекст, характеризующийся цельной модальной установкой и достаточно определенными позициями адресанта и адресата. Субъектно-объектная организация анализируемого сверхтекста определяется основной функцией социальной рекламы в кризисной ситуации — быть эффективным инструментом взаимодействия государства с населением страны. Этим определяются социально-психологические роли коммуникантов. В роли коллективного адресанта выступают органы государственной власти, ведущие диалог с массовым адресатом в режиме императивно-директивной тональности. В то же время коллективный адресант стремится к выстраиванию МЫ-отношений, выполняющих консолидирующую роль. В рекламный сверхтекст также вводятся различные персонажи-адресанты (дети, медицинские работники, полицейские, пожарные, волонтеры, герои классической литературы), призванные приблизить официальную власть к массовому адресату. Образ адресата коронавирусного дискурса — это социум в целом, для которого главной ценностью в период пандемии является жизнь и здоровье как абсолютные основы бытия. Одновременно наблюдается мозаичность адресатной представленности, дифференцированной по возрастным, гендерным и профессиональным основаниям. Адресат вербализуется в тексте прямыми и контекстуальными номинациями. Особо выделяются категории лиц, находящихся в группе риска, а также обладающих активной гражданской позицией и выполняющих свой профессиональный долг в условиях пандемии (медики, волонтеры, представители различных социальных служб).

 

Ключевые слова: адресант, адресат, герои нашего времени, пандемия коронавируса, сверхтекст, социальный рекламный плакат, стратегия консолидации коммуникантов.

 

Библиография

 

  1. Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. — М. : Рус. словари : Языки славян. культур, 2003. — Т. 1 : Философская эстетика 1920-х годов. — 958 с.
  2. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики / пер. с англ. А. Д. Шмелева. — М. : Языки славян. культуры, 2001. — 272 с.
  3. Вепрева И. Т. Национальная специфика социальной рекламы о коронавирусе в России и Китае // Quaestio Rossica. — 2022. — Т. 10, № 1. — С. 35–52.
  4. Вепрева И. Т., Ян Чжибин. Аксиосфера социального рекламного плаката о коронавирусе в России и Китае // Научный диалог. — 2023. — Т. 12, № 2. — С. 102–123.
  5. ВКонтакте : соц. сеть. — URL : https://vk.com/ (дата обращения: 19.02.2024).
  6. Гранева И. Ю. Местоимение «мы» как средство идеологических манипуляций в русской языковой картине мира // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2010. — № 4-2. — С. 494–496.
  7. Каминская Т. Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации : учеб. пособие. — В. Новгород : Нов. гос. ун-т, 2006. — 49 с.
  8. Караджев Б. И. Фактор адресанта и адресата в дискурсе СМИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Вопросы образования: языки и специальность». — 2014. — № 3. — С. 40–46.
  9. Корнилова К. С., Царикова В. С. Рынок рекламы в период пандемии COVID-19 // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Филология. Журналистика». — 2022. — № 1. — С. 125–129.
  10. Купина Н. А., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек — текст — культура. — Екатеринбург : АО «Полиграфист», 1994. — С. 214–233.
  11. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. — URL : https://mchs.gov.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
  12. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама в политическом процессе современной России : автореф. дис. … канд. филол. наук : 23.00.02. — М., 2009. — 29 с.
  13. Новикова О. Н., Калугина Ю. В. Цветовая метафора коронавируса // Неофилология. — 2024. — Т. 10, № 1. — С. 8–16.
  14. Норман Б. Ю. Русское местоимение МЫ: внутренняя драматургия // Russian linguistics. — 2002. — Vol. 26, № 2. — С. 217–234.
  15. Попова Е. С. Рекламный текст и проблемы манипуляции : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. — Екатеринбург, 2005. — 27 с.
  16. Сабирова Д. Р., Калегина Т. Е. К вопросу о влиянии пандемии на лингвистический ландшафт Франции на примере города Парижа // Казанский лингвистический журнал. — 2023. — Т. 6, № 2. —
    С. 187–197.
  17. Синельникова Л. Н. Специфика адресант-адресатных отношений в масс-медийном дискурсе // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальная коммуникация». — 2008. — Т. 21 (60), № 1. — С. 140–153.
  18. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи : учеб. пособие. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. — 128 с.
  19. Стексова Т. И. Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы // Русский язык: исторические судьбы и современность : II Междунар. конгресс исследователей русского языка : тр. и материалы. — М. : МГУ, 2004. — С. 441–442.
  20. Стопкоронавирус // Объясняем.рф. — URL : объясняем.рф/stopkoronavirus/ (дата обращения: 19.02.2024).
  21. Терских М. В. Поликодовые инструменты воздействия в антиковидной социальной рекламе
    (на примере рекламных кампаний в России и Турции) // Неофилология. — 2023а. — Т. 9, № 3. — С. 698–712.
  22. Терских М. В. Технология ньюсджекинга в рекламе: дискурсивная доминанта «COVID-19» // Коммуникативные исследования. — 2023б. — Т. 10, № 1. — С. 112–125.
  23. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М. : Азбуковник, 2008. — 1175 с.
  24. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. — URL : https://www.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
  25. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. — М. : ИКАР, 2007. — 480 с.
  26. Яндекс. — URL : ya.ru (дата обращения: 19.02.2024).
  27. #МЫВМЕСТЕ. — URL : мывместе.рф (дата обращения: 19.02.2024).
  28. Google. — URL : ru (дата обращения: 19.02.2024).
Без рубрики