2011-№1(30) Статья 1
Васильева Н.Л., Журавлёва И.И.
Особенности социально-психологической адаптации старших подростков с разными характеристиками личностного развития. С.7-19
УДК 159.922.7
В статье представлены результаты эмпирического исследования детей подросткового возраста (15–17 лет). Дается сравнительная характеристика поведения и адаптации подростков, решивших и не решивших задачи развития по различным линиям. Выявлено, что в этом возрасте наиболее значимые связи с эффективной адаптированностью обнаруживаются по линии развития объектных отношений (отношение к родителям и к сверстникам) и по линии психосексуального развития. Значительные взаимосвязи существуют также между адаптированностью и линией морального развития и между адаптированностью и уровнем полоролевой идентификации.
психолого-социальное сопровождение, личностное развитие, подростковый возраст, социальная адаптация, линии развития.
Библиография:
1. Бажин, Е.Ф. Цветовой тест отношений (ЦТО) [Текст]: метод. рекомендации/ Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд. – Л., 1983. – 18 с.
2. Васильева, Н.Л. Психолого-социальное сопровождение как процесс поддержки личностного развития на всех этапах онтогенеза [Текст]// Российский научный журнал. – 2009. – 6/13. – С. 216–221.
3. Васильева, С.В. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации старших подростков [Текст]// Психология человека. Интегративный подход в психологии: сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
4. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии [Текст]. – Ереван, 1988. – 264 с.
5. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2008. – 693 с.
6. Практическое руководство по применению опросника Т. Ахенбаха. Проект «Школа здоровья» [Текст]/ под общ. ред. И.В. Кузнецовой, Т.Н. Трефиловой. – М., 1991. – 71 с.
7. Писарева, А.А. Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации [Текст]// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 291–295.
8. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст]/ под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. – 352 с.
9. Самара, Г.Н. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций [Текст]/ Г.Н. Самара, Д.С. Петров; ЛТД Фирма Светотон. – М., 2004. – 206 с.
10. Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития [Текст]: пер. с англ./ Р. Тай-сон, Ф. Тайсон. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.
11. Яньшин, П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 336 с.
12. Achenbach, T.M. Manual for the Child Behavior Checklist [Text]/ 4–18 and 1991 Profile. – Burlington, VT: University of Vermont Department of Psychiatry, 1991.
13. Bellak, L. The T.A.T, C.A.T and S.A.T. in Clinical Use [Text]. – 4th ed. – N.Y.: Grune & Stratton, 1986.
14. Freud, A. Normality and Pathology in Childhood [Text]: Assessments of Development. – L.: Karnac, 1989. – 273 p.