2012-№3(36) Статья 2
Ламзин С.А.
Некоторые логико–философские основы преподавания и изучения иностранного языка. C. 15–29
УДК 811
Анализируются базовые логико–философские положения, которые лежат в основе изучения иностранного языка и его преподавания в синергетическом аспекте как процессов саморазвития и самоформирования. Лингводидактический процесс детерминируют среди прочего следующие факторы: 1) методические принципы, которые отражают объективные законы; 2) диалектический закон отрицания отрицания; 3) формирование единой системы ориентировочных когнитивно–языковых структур, необходимых для усвоения нескольких иностранных языков.
синергетика, саморазвитие, методические принципы, ориентировочные структуры
Библиография:
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы [Текст]. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
2. Асмус, В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики [Текст]. – М.: Искусство, 1968. – 654 с.
3. Бирюков, Б.В. Кибернетика в гуманитарных науках [Текст]/ Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер. – М.: Наука, 1973. – 382 с.
4. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст]// Вопросы психологии. – 1967. – № 1. – С. 15–26.
5. Гальперин, П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий [Текст]// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. – М.: Изд–во МГУ, 1981. – С. 97–101.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
7. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории [Текст]. – М.: Политиздат, 1984. – 320 с.
8. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта [Текст]. – М.: Прогресс, 1983. – 302 с.
9. Колшанский, Г.В. Логика и структура языка [Текст]. – М.: Высшая школа, 1965. – 240 с.
10. Куприй, В.Т. Моделирование в биологии и медицине: философский анализ [Текст]. – Л.: Изд–во ЛГУ, 1989. – 188 с.
11. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: в 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – 372 с.; Т. 2. – 320 с.
12. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст]. – М.: Искусство, 1976. – 367 с.
13. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф. [Текст]. – М.: Изд–во МГУ, 1982. – 480 с.
14. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст]. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.
15. Ляховицкий, М.В. Принципы и методы обучения иностранным языкам [Текст]// Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 58–74.
16. Маркс, К. Морализующая критика и критикующая мораль [Текст]// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2–е изд. – Т. 4. – С. 291– 321.
17. Миролюбов, А.А. Связь методики обучения иностранным языкам со смежными науками [Текст]// Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 21–43.
18. Моисеев, Н.Н. Алгоритмы развития [Текст]. – М.: Наука, 1987. – 304 с.
19. Панов, В.Г. Эмоции. Мифы. Разум [Текст]. – М.: Высшая школа, 1992. – 252 с.
20. Поспелов, Д.А. Ситуационное управление; теория и практика [Текст]. – М.: Наука, 1986. – 288 с.
21. Талызина, Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня [Текст]// Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 72–102.
22. Фролов, И.Т. Жизнь и познание: о диалектике в современной биологии [Текст]. – М.: Мысль, 1981. – 268 с.
23. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения [Текст]. – М.: Столетие, 1994. – 172 с.
24. Шахнарович, А.М. Проблемы формирования языковой способности [Текст]// Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991. – С. 185–221.