2014-№1(42) Статья 1

Л.П. Костикова

Формирование лингвосоциокультурной компетентности  студентов на основе акмеологического подхода. C. 5-17.

Скачать статью

УДК 378

 

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза с позиций акмеологического подхода. Автор убедительно показывает, что в студенческие годы в контексте лингвосоциокультурной компетентности  осуществляется формирование жизненной стратегии, которая в зрелом возрасте приводит к профессиональной самореализации и самоактуализации в условиях межкультурного взаимодействия. Подчеркивается особая значимость и востребованность акмеологического подхода в условиях позитивных изменений в обществе, в системе образования, а также в конкретном вузе, которые способствуют профессиональному росту личности, создают дополнительные возможности для ее самореализации. Рассмотрены пути и средства активизации естественного стремления студентов к «вершине» («акме»), к собственному уникальному развитию в образовательной среде гуманитарного вуза. Проанализирован процесс формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза в ракурсе самоактуализации личности как субъекта межкультурного профессионального взаимодействия. Статья базируется на теоретических воззрениях основоположников теории самоактуализации личности К. Гольдштейна, А. Маслоу, а также основателей акмеологии Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, которые определяют самоактуализацию как одно из центральных понятий акмеологии.

 

акмеологический подход, лингвосоциокультурная компетентность, межкультурное взаимодействие, самоактуализация, самореализация.

 

Библиография:

1. Акмеологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 161 с.

2. Андриенко, Е.В. Педагогический профессионализм [Текст]: моногр. / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2011. – 188 с.

3. Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 29 ноября 2012 г. / под ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосева. – Рязань, 2012.

4. Костикова, Л.П. Аксиологические основания формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2012. – № 2/35. – С. 5–13.

5. Костикова, Л.П. Личностная направленность лингвосоциокультурной компе-тентности студентов гуманитарного вуза [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – Рязань, 2010. – № 4/16. – С. 92–93.

6. Костикова, Л.П. Эмоционально-волевая регуляция личности в процессе меж-культурной коммуникации [Текст] // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2012. – № 1. – С. 32–35.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]: моногр.: пер с англ. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

8. Минаев, А.И. Развитие британского парламентаризма и общественно-полити-ческая мысль России второй половины XIX – начала ХХ в. [Текст]: дис. … канд. ист. наук / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – М., 1998.

9. Минаев, А.И. Британский парламентаризм и его влияние на развитие государ-ственно-правовых институтов России. Конец XVIII – начало XX в. [Текст]: дис. … д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2009.

10. Минаев, А.И. Британский внутриполитический опыт и развитие российской государственности во второй половине XVIII – начале XIX в. [Текст] // Вестник Рязан-ского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2011. – № 30. – С. 62–78.

11. Минаев, А.И. Британский парламентаризм и радикальная политическая мысль России середины XIX в. [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2012. – № 36. – С. 88–110.

12. Эрлихсон, И.М. Всероссийская научно-практическая конференция «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты» [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2012. – № 4/37. – С. 181–184.

13. Эрлихсон, И.М. Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII – начала XVIII в [Текст]: дис. … д-ра ист. наук / Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2009.

14. Goldstein, K. The organism: a holistic approach to biology derived from pathologi-cal data in man [Text]: monogr. – N.Y. : American Book Company, 1939. – 534 р.

15. Maslow, A.Н. The Farther Reaches of Human Nature [Text]: monogr. – Har-mondsworth : Penguin, 1976. – XXII + 407 p.

16. Maslow, A.Н. Toward a Psychology of Being [Text]: monogr. – 2-nd ed. – N.Y.: Van Nostrand, 1968. – XVI + 240 p.

Без рубрики