2014-№1(42) Статья 2
А.А. Колесников
Формирование субъекта самоопределения в системе иноязычного филологического образования.C.17-29.
УДК 37.032 + 372.881.1 + 37.025
Рассматривается проблема развития личности обучающегося как субъекта социокультурного самоопределения. Объектом исследования является область (система) непрерывного филологического образования (обучение иностранным языкам) в условиях глобального поликультурного пространства, рассматриваемая в свете современной личностно ориентированной парадигмы. Под «филологическим образованием» автор предлагает понимать непрерывный образовательный континуум, включающий в себя этап старшей школы (10–11 классы филологического профиля с углублённым изучением иностранных языков и ряда дисциплин филологического цикла), этап высшего образования (по направлениям подготовки 032700 «Филология» и 035700 «Лингвистика») и этап послевузовского образования (иноязычные стажировки, курсы повышения квалификации и пр.). В своем исследовании автор опирается на три принципа личностноориентированного образования: – развитие личности обучающегося, направленное на формирование субъекта самоопределения; – непрерывное и многоуровневое образование; – учет внешней образовательной среды, в рамках которой происходит образовательный процесс, и специфика ее воздействия на обучающегося. Автор основывается на ранее разработанной модели коммуникативной личности, анализирует роль когнитивного, коммуникативного и деятельностного аспектов личности при формировании «Я-концепции» и становлении субъекта самоопределения в рамках иноязычного поликультурного филологического образования. Показана роль поликультурной образовательной среды (в условиях формального, неформального и информального/окказионального образования) в развитии самоопределения на основных образовательных этапах и уровнях. Исследуются этапы старшей профильной школы (филологический профиль), лингвистического вуза, послевузовского образования филологической направленности.
филологическое образование, обучение иностранным языкам, субъект самоопределения, Я-концепция.
Библиография:
1. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности [Электронный ресурс] // Психология и педагогика. – 2003. – № 1. – Режим доступа : http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/iconcept.htm
2. Агапова, Н.Г. Образование как феномен культуры с позиций системно-деятельностного подхода [Текст] // Вестник Рязанского государственного государственного университета имени С.А. Есенина. – 2013. – № 2/39. – С. 51–60.
3. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе: проектирование и реализация [Текст]: дис. … д-ра пед. наук. – Нижний Новгород, 2009. – 382 с.
4. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук [Текст]. – М., 1996. – 60 с.
5. Дружилов, С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации [Текст] // Образовательные технологии и общество. – 2010. – Т. 13. – № 4. – С. 299–318.
6. Колесников, А.А. Структура коммуникативной личности и ее развитие средствами иностранных языков в профильной школе [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 5 – С. 2–9.
7. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия [Текст]. – М.: Изд-во РОУ, 1995. – 49 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
9. Спичко, Н.А. Проектирование эффективной образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза (грамматический аспект, факультет английской филологии) [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 23 с.
10. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США) [Текст]. – М.: Еврошкола, 2003. – 401 с.
11. Эльконин, Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 60–77.
12. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
13. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
14. Memorandum über lebenslanges Lernen [Text]. – Brüssel : Kommission der Europäischen Gemeinschaften, 2000. – 43 S.