2014-№1(42) Статья 5

Н.Н. Тесликова

Инновационные технологии на занятиях по русскому языку и культуре речи как средство развития коммуникативной компетенции и креативности  студентов юридического факультета вуза. C. 51-59.

Скачать статью

УДК 372.881.161.1:378

 

Признание области профессиональной деятельности юриста сферой повышенной речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Автор считает, что реализация интегративного подхода к организации обучения в вузе позволяет расширить образовательное пространство курса «Русский язык и культура речи», сформировать социально значимые качества студентов-юристов. Для совершенствования культурно-речевых навыков студентов вывод о «деятельностной» природе общения имеет исключительное значение. В основу работы положен коммуникативно-деятельностный подход, направленный на совершенствование коммуникативной и языковой компетенции студентов, а также на воспитание у них эстетического чувства языка.

Реализация идеи интегративного обучения возможна путем развития речевых навыков студентов на специально отобранном дидактическом материале, который приближает студентов к естественной речевой ситуации. Чтобы научить студентов пользоваться русским языком в научных и профессиональных целях, преподаватель на занятии создает обстановку реального общения, моделирует коммуникативно значимые для студентов-юристов ситуации. Участвуя в деловых играх, они обретают практический опыт, который соотносится с теоретическими заданиями и интерпретируется в целостную систему знаний, умений и навыков. В статье раскрывается опыт применения таких методов и форм работы, как грамматическое моделирование, лингвистический анализ текста, деловая игра, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии (тренинг деловой коммуникации, личностного развития, коммуникативных умений) и т. д.

 

инновационные педагогические технологии, активизация учебного процесса, эффективность обучения, познавательная активность, «кейс-стади», деловое общение, компетенция.

 

Библиография:

1. Бойко, А. Язык Фемиды. О формировании речевой культуры будущего юриста [Текст] // Высшее образование в России. – 1999. – № 5. – С. 58–68.

2. Даниленко, В.П. Язык для специальных целей [Текст] // Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996. – 441 с.

3. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]. – М.: Смысл, 1997. – 205 с.

4. Сергеич, П. Искусство речи на суде [Текст]. – М.: Юрид. литература, 1988.

5. Тесликова, Н.Н. Основы культуры речи для студентов-юристов [Текст]: учеб.-метод. пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 248 с.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект: КноРус, 2013. – 224 с.

7. Шанский, Н.М. Лингвистический анализ художественного текста [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение, 1990. – 415 с.

Без рубрики