2014-№2(43) Статья 2
С.А. Ламзин
Постмодернизм и обучение иностранным языкам. C. 14-25.
УДК 811
В настоящее время в связи с развитием компьютерных технологий происходят изменения в педагогической области – в практике и философии образования. В современном информационном обществе в сфере науки все более широкое распространение и применение находят идеи синергетики, самоорганизации, многомерности. С учетом этого система образования в постиндустриальную эпоху требует нового подхода и мышления. Существенными характеристиками системы образования становится не получение и воспроизводство знания, а формирование собственных знаний самими обучаемыми, развитие ими своего потенциала. В этом аспекте обучение иностранным языкам представляет собой процесс саморазвития и самоуправления со стороны обучающихся, при этом в самоуправляемых системах действует закон сохранения противоречия, то есть саморазвитие и самоорганизация осуществляются через противоречие. В рамках такого подхода в статье рассматривается необходимость использования творчески-проблемных (креативных) ситуаций в процессе обучения иностранным языка. Это соответствует закону развития самоуправляемых систем и требованиям постмодернистской философии образования. Креативная проблема как творческий замысел в речевой деятельности выступает как пред-задача или пред-проблема. Креативная проблема – это энигматическая (творчески-проблемная) ситуация, которая лишь впоследствии порождает проблему.
постмодернизм, синергетика, виртуальная реальность, самоуправляемые системы, само-развитие, творческие (креативные) проблемные ситуации.
Библиография:
1. Алиева, Н.З. Становление информационного общества и философия образования: моногр. [Текст] / Н.З. Алиева, Е.Б. Ивушкина, О.И, Лантратов. – М.: Академия естествознания, 2008. – 168 с.
2. Батищев, Г.С. Познание и творчество [Текст] // Теория познания: в 4 т. – Т. 2: Социально-культурная природа познания / под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1991. – С. 136–170.
3. Брэдбери, Р. Дядюшка Эйнар [Текст] // И грянул гром: 100 рассказов. – М.: Эксмо ; СПб.: Домино, 2010. – 1168 с. – С. 42–49.
4. Брэдбери Р. Человек в воздухе [Текст] // Высоко в небеса: 100 рассказов. – М.: Эксмо ; СПб.: Домино, 2011. – 1040 с. – С. 95–99.
5. Колесников, А.А. Языковое посредничество как особый вид речевой деятельности [Текст] / А.А. Колесников, М.К. Денисов // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 9. – С. 16–25.
6. Костикова, Л.П. Концептуальные основы формирования готовности студентов гуманитарного вуза к межкультурному взаимодействию в условиях глобализации [Текст] // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. – 2011. – № 6. – С. 163–169.
7. Костикова, Л.П. Методологический анализ исследования лингвосоциокультурной компетентности как ключевого элемента поликультурного образования [Текст] // Российский научный журнал. – 2010. – № 16. – С. 165–178.
8. Кузина, М.В. Система средств развития Я-концепции студентов при обучении иностранному языку в вузе [Текст] // Российский научный журнал. – 2011. – № 23. – С. 124–129.
9. Кузина, М.В. Сравнительный анализ подходов к развитию Я-концепции студентов в российских и зарубежных вузах [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 4. – С. 187–195.
10. Ламзин, С.А. Концепции возможных миров и обучение иностранным языкам [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2013. – № 1. – С. 10–21.
11. Ламзин, С.А. Некоторые логико-философские основы преподавания и изучения иностранного языка [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2012. – № 36. – С. 15–29.
12. Ламзин, С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2011. – № 33. – С. 19–30.
13. Махмутов, М.И. Еще раз к вопросу о проблемном обучении [Текст] // Политическое самообразование. – 1984. – № 2. – С. 109–117.
14. Рогатин, В.А. Изучение метрической поэзии и интеграция предметов профессионального цикла [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. – Рязань, 2006. – Вып. 4. – С. 130–137.
15. Рогатин, В.А. Методические принципы составления преподавательских Web-ресурсов [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. – Рязань, 2004. – Вып. 1. – С. 74–81.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.