2014-№2(43) Статья 3

О.А. Белова

Проблема мотивации и ее проявление у детей с нарушениями слуховой сенсорной системы. C. 25-36.

Скачать статью

УДК 612.666:61.6-092.11

 

Приводится краткий обзор литературы по вопросам целенаправленного поведения, мотивации и эмоции, а также взгляды ученых на понятие мотивации и эмоции в развитии поведенческих реакций. Показывается биологическая значимость мотивации, взаимосвязь и проявление ее в онтогенетическом аспекте, особенности у детей c тугоухостью и глухотой. Приведены результаты собственных исследований учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната для глухих и слабослышащих детей по степени преобладания положительной и отрицательной мотивации, а также уровня тревожности.

 

мотивация, эмоция, деривация, целенаправленное поведение, тревожность, онтогенетические особенности, уровень мотивации.

 

Библиография:

1. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.

2. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст]. – М., 1968. – 547 с.

3. Аршавский, И.А. Задачи физиологического обоснования гигиены в различные возрастные периоды в связи с этапностыо онтогенеза [Текст] // Тр. 1-й науч. конф. по возрастной морфологии и физиологии. – М., 1954. – С. 86–95.

4. Аршавский, И.А. К проблеме инстинкта в связи с периодичностью онтогенеза [Текст] // Эволюция функций нервной системы. – Л., 1958. – С. 190–200.

5. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии [Текст]. – М., 1967. – 476 с.

6. Асратян, Э.А. Рефлекторные механизмы мотивационного поведения [Текст] // Избранные труды. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. – М., 1983. – С. 282–307.

7. Белова, О.А. Психофизиологические особенности социального статуса первоклассников с нарушенной и нормальной слуховой функцией [Текст] / О.А. Белова, Н.А. Плотникова, Р.К. Агарвал // Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. – Т. 15. – № 1– 4. – С. 89–95.

8. Белова, О.А. Развитие зрительно-вербальных функций у младших школьников [Текст] // Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. – Т. 15. – № 1– 4. – С. 96–102.

9. Белова, Т.И. Системное созревание структур мозга на ранних стадиях эмбрионального развития млекопитающих [Текст] // Системогенез / под ред. К.В. Судакова. – М., 1980. – С. 60–122.

10. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с.

11. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст]. – М., 1993.

12. Диагностика здоровья. Психологический практикум [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2007.

13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

14. Леонгард, Э.И. Система формирования и развития слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха [Текст] / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. – М., 1989. – 265 с.

15. Лурия, А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 64 с.

16. Пьерон, А. Психофизика [Текст] // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1966. – Вып. 1–2.

17. Семенович, А.В. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ [Текст] / А.В. Семенович, С.О. Умрихин, А.А. Цыганок // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. – 1992. – № 4. – С. 655–663.

18. Симонов, П.В. Теория торможения и психофизиология эмоций [Текст]. – М.: Наука, 1970. – С. 8–48.

19. Симонов, П.В. Психофизиологический стресс космического полета [Текст] // Основы космической биологии и медицины. – М.: Наука, 1975. – Т. 2. – Кн. 2. – С. 158–172.

20. Судаков, К.В. Системное построение функций человека [Текст] // Актовая речь / ММА им. И.М. Сеченова. – М.: Sovero press, 1998.

21. Судаков, К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу [Текст]. – М., 1998. – С. 3–268.

22. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса [Текст]. – М.: Медицина, 1981. – С. 5–232.

23. Шулейкина, К.В. Системная организация пищевого поведения [Текст]. – М., 1971. С. 2–80.

24. Hull, C.L. Principles of Behavior [Text] / Appl-Century-Crofts. – N.-Y., 1943. – 415 p.

25. Morgann, C.D. Physiological theory of drive on Psychology [Text] // A Study of a Science. – N.-Y., 1959. – 645 p.

26. Rosenblatt, J.S. The sensorimotor and motivational bases of early behavioral development of selected altricial mammals [Text] // Ontogeny of learning and memory / ed. by. N.E. Spear, B.A. Campbell. – Hillsdale, 1979. – P. 1–38.

Без рубрики