2016 №2 (51) Статья 9

О.В. Врублевская

Антропонимическая периферия как зона активности языковой моды. C. 91-102.

pdf

УДК 81.572

Мода пронизывает разные сферы человеческой жизни и деятельности. Имена собственные реагируют на процессы в социуме и чрезвычайно подвержены влиянию моды. Антропонимы, как и другие онимы, — это социальные знаки, которые отражают изменения в жизни общества. В статье рассматриваются периферийные антропонимические единицы, сценические псевдонимы и никнеймы с точки зрения признаков модного объекта, выделенных социологом А.Б. Гофманом. К ним относятся современность, универсальность, демонстративность, игра. Анализ собранных сценических псевдонимов показал, что в постсоветский период модели их образования стали разнообразнее. Псевдонимом может стать и гипокористическая форма личного имени и вымышленное редкое имя или прецедентное имя, а также онимизированный апеллятив или апеллятивное словосочетание и др. Появляются сценические псевдонимы аббревиационного типа, что не свойственно традиционным антропонимам. При образовании никнеймов номинаторы так же демонстрируют новые подходы к созданию антропонимов, используя различные вариации прописных и строчных букв, шрифтов, замещение букв на цифры и/или другие знаки. Кроме того, свобода и анонимность виртуального пространства обусловливают игровое начало виртуальных имен. Рассмотренные модели обозначают модные тенденции образования сценических псевдонимов и никнеймов.

антропоним, никнейм, мода, модные тенденции, сценический псевдоним, языковая мода.

Библиография.

1. Врублевская, О.В. Демонстративность личного имени: модные тенденции [Текст] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. — 2015. — № 2/32. — С. 221–225.

2. Голомидова, М.В. Русская антропонимическая система на рубеже веков [Текст] // Вопросы ономастики. — 2005. — № 2. — С. 11–22.

3. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения [Текст]. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2004. — 208 с.

4. Как звучат настоящие фамилии звезд российского шоу-бизнеса [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kakprosto.ru/kak-843762-kak-zvuchat-nastoyaschie-familii-zvezd-rossiyskogo-shou-biznesa (дата обращения: 16.12.2015).

5. Крюкова, И.В. Научные подходы к исследованию модного имени [Текст] // Ономастические науки. — Киев : Изд. дом Дмитрия Бураго, 2015. — № 6. — С. 24–28.

6. Кто есть кто: настоящие имена звезд [Электронный ресурс]. — Режим до-ступа : http://www.wday.ru/stil-zhizny/vibor-redakcii/kto-est-kto-nastoyaschie-imena-zvezd/5/ (дата обращения: 12.12.2015).

7. Мустайоки, А. Метаязыковой портрет модных слов [Текст] / А. Му-стайоки, И.Т. Вепрева // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии : по материалам ежегодной Междунар. конф. «Диалог» : в 2 т.— М. : Изд-во РГГУ, 2015. — Вып. 14/21. — Т. 1. — С. 453–467.

8. Никнеймы You Nick Name [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://you-nick-name.ru/user/all (дата обращения: 17.12.2015).

9. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / отв. ред. А.В. Суперанская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Наука, 1988. — 192 с.

10. Псевдонимы и настоящие фамилии звезд шоу-бизнеса [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа : http://www.pkgid.ru/index.php?id=277&name=News&op=view (дата обращения: 14.12.2015).

11. Псевдонимы и реальные имена знаменитостей [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://webfacts.ru/interesnye-facty/show-biznes/psevdonimy-i-realnye-imena-znamenitostej.html (дата обращения: 16.12.2015).

12. Разоблачение века: псевдонимы звезд [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tbeauty.ru/celebrities/famous/razoblachenie-veka—psevdonimy-znamenitostey/ (дата обращения: 13.12.2015).

13. Реестр никнеймов Nick-Name.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nick-name.ru/ (дата обращения: 17.12.2015).

14. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эсте-тический потенциал [Текст] : моногр. — Волгоград : Перемена, 2000. — 172 с.

Без рубрики