2017 №1(54) Статья 19

Н.П. Титова

Образ музыканта и музыкальный экфрасис в романе П. Киньяра «Все утра мира». С. 163-171.

УДК 821.133.1-31.09“19”

pdf

Целью статьи является анализ свойств, особенностей, способов выражения музыкального экфрасиса в литературном произведении и описание созданного на его основе образа музыканта на примере романа французского писателя XX века Паскаля Киньяра «Все утра мира». Опираясь на уже существующие теоретические исследования, автор дает обобщенную характеристику музыкального экфрасиса, рассматривает его интеграцию в искусстве, в частности в литературе. На примере вышеуказанного романа показаны способы использования этого средства художественной выразительности при описании быта, природы или чувств героев произведения, рассматривается значимость данного приема при раскрытии темы романа.

Подчеркивается необходимость проанализировать, как с помощью музыкального экфрасиса писатель передает значение музыки в повседневной жизни человекаЗначительное внимание уделяется описанию образов главных героев, анализу их становления и развития как личностей и музыкантов. При этом предлагается небольшой стилистический анализ романа, с перечислением основных художественных литературных приемов, рассматривается авторский стиль как средство для создания целостной картины жизни героев.

Автор полагает, что наблюдения и выводы, сделанные во время исследования текста, помогут читателю лучше понять замысел и концепцию романа Паскаля Киньяра «Все утра мира», а также смогут осветить такой литературный прием, как музыкальный экфрасис.

искусство, музыка, музыкальный экфрасис, образ музыканта, французская литература

Библиография:

 

  1. Брагинская, Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) [Текст] // Брагинская Н.В. Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. – М. : Наука, 1977. – С. 259–283.
  2. Геллер, Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе [Текст] // Экфрасис в русской литературе : сб. тр. Лозан. симп. – М. : МиК. – – С. 5–22.
  3. Киньяр, П. Все утра мира [Текст] / пер. с фр. И. Волевич. – СПб. : Азбука-классика, 2007. – 240 с.
  4. Константини, М. Экфрасис: понятие литературного анализа или бессодержательный термин? [Текст] // Невыразимо выразимое. Экфрасис и проблема репрезентации визуального
    в художественном тексте : сб. ст. / отв. ред. Д.В. Токарев. – М. : Изд-во НЛО, 2013. – С. 29–35.
  5. Фарыно, Е. Введение в литературоведение [Текст] : учеб. пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.
  6. Фрейденберг, О.М. Образ и понятие. II. Метафора [Текст] // Фрейденберг О.М. Миф
    и литература древности. – М. : Наука, 1978. – С. 180–205.
  7. Шервашидзе, В.В. Философия музыки П. Киньяра [Текст] / В.В. Шервашидзе, Ж. Сиари // Литература XX века: итоги и перспективы изучения : материалы 9-х Андреевских чтений / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М. : Эконинформ. – – С. 358–367.
  8. Шервашидзе, В.В. «Былые времена», или «пятое время года» в произведениях П. Киньяра [Текст] // Литература XX века: итоги и перспективы изучения : материалы 8-х Андреевских чтений / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М. : Эконинформ. – 2010. – 399 с.
  9. Шервашидзе, В.В. Альтернативная версия музыки в эссе П. Киньяра «Урок музыки», «Ненависть к музыке» [Текст] / В.В. Шервашидзе, Ж. Сиари // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Серия «Литературоведение, журналистика». – 2011. – № 1. – С. 52–58.
  10. Argand, Lʼentretien: Pascal Quignard [Теxt] // Lire. – 1998, Fébr. – P. 85–91.
  11. Coste, Cl. La frontière dʼOrphée [Теxt] // Revue des sciences humaines. – 2000, -Déc. – N 260. – P. 75–100.
  12. Fisette, J. Faire parler la musique… à propos de Tous les matins du monde [Теxt] // Protée. – 1997, Aug. – Vol. XXV, N 2. – P. 85–97.
  13. Labre, Ch. Methodologie litteraire [Теxt] / Ch. Labre, P. Soler. – Paris : PUF, 2003. – 518 p.
  14. Lapeyre-Desmaison, Ch. Pascal Quignard le solitaire [Теxt]. – Paris : Galilée, 2006. – 247 p.
  15. Lévi-Strauss, C. Mythologiques IV: Lʼhomme nu [Теxt]. – Paris : Plon, 1971. – 579 p.
  16. Pautrot, J.-L. Dix questions à Pascal Quignard [Теxt] // Etudes francaises. – 2004. – Vol. 40, N 2. – P. 87–92.
  17. Pautrot, J.-L. La musique de Pascal Quignard [Теxt] // Etudes francaises. – 2004. – Vol. 40, N 2. – P. 55–76.
  18. Quignard, P. Tous les matins du monde [Теxt]. – P. : Gallimard, 2011. – 130 p. 
  19. Quignard, P. Dernier royaume I: Les ombres errantes [Теxt]. – P. : Grasset, 2002. – 192 p.
  20. Quignard, P. La leçon de musique [Теxt]. – P. : Hachette, coll. “Textes du xxe siècle”, 1987. – 135 p.
Без рубрики