2018 №2 (59) Статья 6

Лапшин А.Г., Бисерова А.В.

Тринитарная символика трехчастной розетки  в визуальной культуре средневековой Европы. C. 49-56.

УДК (003.62:726.5):940.1

Статья посвящена вопросам истории формирования в визуальной культуре христианского Средневековья денотата Святой Троицы. Трехчастная розетка с поворотной симметрией является одним из узнаваемых элементов архитектуры готического храма. Широко распространенный
в готической архитектуре этот элемент декора коррелировал с архитектоникой готического храма и технологией каркасной архитектуры. Значение готического трилистника не ограничивалось декором, но выходило на уровень религиозной символики. Данная форма осмысливалась богословами и адаптировалась художниками XIII века в контексте Афанасьевского символа веры.

 Афанасьевский символ веры, Святая Троица, трехчастная розетка, готический трилистник, христианский храм, манускрипт, Щит веры.

 

Библиография.

  1. Ванеян, С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии [Текст]. – М. : Прогресс : Традиция, 2010. – 1150 с.
  2. Воскобойников, О.С. Тысячелетнее царство (300–1300): очерки христианской культуры Запада [Текст]. – М. : НЛО, 2014. – 568 с.
  3. Каменских, А.А. Liber Figurarum как источник по иоахимитской эсхатологии [Текст] // Эсхатос: философия истории в предчувствии конца истории / под ред. А.А. Каменских, О.А. Довгополова. – Одесса : Фридман О.С., 2011. – Вып. 1. – С. 68–85.
  4. Кокорина, Ю.Г. Морфология декора [Текст] : моногр. / Ю.Г. Кокорина, Ю.А. Лихтер. – М. : КомКнига, 2007. – 200 c.
  5. Колодий, В.В. Визуальность и ее влияние на социальное познание [Текст] // Вестник Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 2 (14). – С. 90–96.
  6. Лобковиц, Н. Иоахим Флорский и Миллениум [Текст] / пер. с нем. Д. Атлас // Вопросы философии – М. : Наука, 2002. – № 3. – С. 55–68.
  7. Панофский, Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика [Текст]. – СПб. : Азбука : Классика, 2004. – 340 с.
  8. Пастуро, М. Символическая история европейского средневековья [Текст] : моногр. / пер. с фр. Е. Решетниковой. – СПб. : Александрия, 2012. – 448 с. – Ил. 227–261.
  9. Уайт, Э. Архитектура: формы, конструкции, детали [Текст] : ил. справ. / Э. Уайт,
    Б. Робертсон. – М. : ACT : Астрель, 2005. – 111 с.
  10. Шмитт, Ж.-К. Культура imago [Текст] // Анналы на рубеже веков: антология. – М. : XXI век : Согласие, 2002. – С. 79–104.
  11. Baxandall, М. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy [Теxt]. – Oxford : Clarendon, 1972. – 165 p.
  12. Beller, J. Visual Culture [Теxt] // New Dictionary of the History of Ideas. – Detroit : Charles Scribners & Sons, 2005. – P. 2423–2429.
  13. Evans, M.W. An Illustrated Fragment of Peraldusʼs Summa of Vice: Harleian MS 3244 [Теxt] // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – 1982. –Vol. 45. – Р. 14–68.
  14. Evans, M.W. The Geometry of the Mind [Теxt] // Architectural Association Quarterly. – 1980. – Vol. XII, N 4. – P. 32–55.
  15. Gábor, A. Diagrammatic Design and the Doctrine of the Trinity in Joachim of Fiore [Теxt] // Ephemerides Theologicae Lovanienses. – 2014. – N 90/4. – P. 617–641.
  16. Honée, E. Joachim of Fiore: His Early Conception of the Holy Trinity [Теxt] // Ephemerides-Theologicae-Lovanienses. – Leuven : KU Leuven, 2006. – Vol. 90/4. – P. 103–136.
  17. Images, idolatry, and iconoclasm in late Medieval England [Теxt] / ed. by J. Dimmick,
    Simpson, N. Zeeman. – Oxford : Oxford University Press, 2002. – 250 p.
  18. MacHarg, B. Visual Representations of the Trinity [Теxt]. – N. Y. : Arthur H. Crist publishing Company, 1917. – 139 p.
  19. McGinn, B. Image as Insight in Joachim of Fioreʼs Figurae [Теxt] // Envisioning Experience in Late Antiquity and the Middle Ages / ed. by G. de Nie, T.F.X. Noble. – Burlington ; VT : Ashgate, 2012. – P. 93–118.
  20. McGinn, B. Theologians as Trinitarian Iconographers [Теxt] // The Mindʼs Eye: Art and Theological Argument in the Middle Ages / ed. by J.F. Hamburger & A.-M. Bouche. – Princeton : Princeton University, 2006. – P. 186–207.
  21. Mitchell, W.J.T. Showing Seeing: a critique of visual culture [Теxt] // Journal of Visual Culture. – 2002. – Vol. 1, N 2. – P. 165–181.
  22. OʼCollins, S.J. G. The Tripersonal God: Understanding and Interpreting the Trinity [Теxt]. – N. Y. : Paulist Press : Mahway N.J., 1999. – 240 р.
  23. Reeves, M. The Figurae of Joachim of Fiore [Теxt] / M. Reeves, B. Hirsch-Reich. – Oxford : Clarendon Press, 1972. – 350 p.
  24. Thresholds of Medieval Visual Culture: Liminal Spaces [Теxt] / ed. by E. Gertsman, J. Stevenson. – Croydon : Boydell Press, 2012. – 406 p.
  25. Tolan, J.V. Petrus Alfonsi and His Medieval Readers [Теxt]. – Gainesville : University Press of Florida, 1993. – 288 p.
  26. Trinity [Теxt] // The Bible and the Saints: Flammarion Iconographic Guides / ed. by G. Duchet-Suchaux, M. Pastoreau. – N. Y. : Flammarion, 1994. – P. 334–338.
  27. Wilkinson, R.J. Tetragrammaton: Western Christians and the Hebrew Name of God. From the Beginnings to the Seventeenth Century [Теxt]. – Leiden : Brill, 2015. – 588 p.
Без рубрики