2019 №2 (63) Статья 8

С. А. Кириллина, Е. Ю. Рогачева

ЕГИПЕТ КАК ЦЕНТР УЧЕНОСТИ  НА СРЕДНЕВЕКОВОМ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОМ ВОСТОКЕ

УДК 962:940.1

В статье рассматривается роль Османского Египта как важного центра образования и передачи знаний на арабо-мусульманском Востоке. Сравнительные исследования на современном этапе чрезвычайно актуальны, так как позволяют выявить общее и особенное в организации школьного дела в различных культурных контекстах, отыскать «рациональные зерна» для современной образовательной реформы. Доказывается, что Египет располагал обширной сетью высших религиозных учебных заведений, и возможность получения высшего образования обеспечивалась в 18 городах. Отмечается, что наиболее значимые школы располагались в Танте, Дамиетте, Розетте, где знания получали столичные схоласты, а также в Александрии, Мансуре и др. Указывается, что не все провинциальные «очаги» высшего образования в исламском мире были равноценны. Существовали скромные мечети-мадрасы Гизы и др. Подчеркивается, что религиозные учебные заведения создавались частными лицами, а не государством. Особое внимание уделено месту университета аль-Азхар в системе высшего образования мира ислама. Анализируется номенклатура дисциплин, специфика организации обучения и методический инструментарий. Отмечается высокий престиж знаний, избирательный характер книг для изучения. Прагматики, ориентированные на европейские образцы, требовали радикальной реформы высшего образования, усиления системности, контроля и четких сроков обучения.

система образования; арабо-мусульманский Восток; Османский Египет; мадраса; аль-Азхар; трансляция знаний; политика патронажа

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ад-Дамирдаши, Ахмад Катхода Азабан. Китаб ад-дурра аль-мусана (Книга сбереженных жемчугов). — Каир : Аль-Маʼхад аль-ʼИльмий аль-Фарансий ли-ль-Асар аш-Шаркыйя би-ль-Кахира, — 303 с.
  2. Аль-Джабарти, Абд ар-Рахман. Аджаиб аль-асар фи-т-тараджим ва-ль-ахбар (Удивитель-ная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий). — Т. 1–4. — Булак : Дар ат-Тибаʼа, 1297 г.х. [1880]. — Т. 1. — 302 с. ; Т. 2. — 438 с. ; Т. 3. — 296 с. ; Т. 4. — 694 с.   
  3. Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776–1798) : пер. с араб. — М. : Наука, — 496 с.
  4. Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798–1801) : пер. с араб. — М. : Наука, — 540 с.
  5. Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет под властью Мухаммада Али (1806–1821) : пер. с араб. — М. : Наука, — 792 с.
  6. Аль-Макризи, Таки ад-Дин Ахмад ибн Али. Китаб аль-маваиз ва-ль-итибар фи зикр аль-хитат ва-ль-асар (Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках). — Т. 1– — Каир : Булак, 1854. — Т. 1. — 380 с. ; Т. 2. — 373 с.  
  7. Грюнебаум Г.Э. фон. Мусульманское мировоззрение и мусульманская наука (1955) // Основные черты арабо-мусульманской культуры. — М. : Наука, — С. 111–126.
  8. Куделин А.А. Эволюция социально-политических институтов Османского Египта (XVII–XVIII вв.). — М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2017. — 175 с.
  9. Куделин А.Б. Арабская литература. Поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. — М. : Языки славянской культуры, 2003. — 512 с.
  10. Мубарак Али-паша. Аль-Хитат ат-тауфикыйя аль-джадида (Новые земельные участки). — Ч. 1–20. — Булак : Аль-Матбаʼа аль-кубра аль-амирийя, 1305–1306 г.х. [1888–1889]. — 2317 с.
  11. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. — М. : Наука, — 372 с.
  12. Behrens-Abouseif D. Beauty in Arabic Culture. Princeton : Markus Wiener, — 220 p.
  13. Behrens-Abouseif D. Change in Function and Form of Mamluk Religious Institutions // Annales Islamologiques. — 1985. — Vol. 21. — Pp. 73–93.
  14. Behrens-Abouseif D. Patterns of Urban Patronage in Cairo: a Comparison between the Mamluk and the Ottoman Periods // The Mamluks in Egyptian Politics and Society. — Cambridge, 1998. — Pp. 224–234.
  15. Behrens-Abouseif D. The Abd al-Rahman Kathuda Style in 18th Century Cairo // Annales Islamologiques. — 1992. — Vol. 26. — Pp. 117–126.
  16. Berkey J. The Transmission of Knowledge in Medieval Cairo. A Social History of Islamic Education. — Princeton : Princeton University Press, 1992. — 238 p.
  17. Brandenburg D. Die Madrasa. Ursprung, Entwicklung, Ausbreitung und Künstlerische Gestaltung der Islamischen Moschee-Hochschule. — Graz : Ferlag F. Sammler, 1978. — 96 p.
  18. Caldwell R. W. Tanta as a Muslim Center // The Muslim World. — 1917. — Vol. 7, no. 3. — Pp. 256–259.
  19. Crecelius D. The Waqf of Muhammad Bey Abu al-Dhahab in Historical Perspective // International Journal of Middle East Studies. — 1991. — Vol. 23. — Pp. 57–81.
  20. Crecelius D. Egypt in the Eighteenth Century // The Cambridge History of Egypt. — Vol. 2 : Modern Egypt, from 1517 to the End of the Twentieth Century. — Cambridge, 1998. — Pp. 59–86.
  21. Al-Damurdashi, Ahmad Katkhuda Azaban. Al-Damurdashiʼs Chronicle of Egypt 1688–1755. — Leiden : Brill, — 399 p.
  22. Findley V. C. Knowledge and Education in the Modern Middle East: A Comparative view // The Modern Economic and Social History of the Middle East in its World Context. — Cambridge, 1989. — Pp. 130–154.
  23. Hanna N. Cultural Life in Mamluk Households (late Ottoman Period) // The Mamluks in Egyptian Politics and Society. — Cambridge, 1998. — Pp. 196–206.
  24. Hanna N. Ottoman Egypt and the Emergence of the Modern World : 1500–1800. — Cairo : The American University in Cairo Press, 2014. — 185 p.
  25. Heyworth-Dunne J. Arabic Literature in Egypt in the Eighteenth Century with some Reference to the Poetry and Poets // Bulletin of the School of Oriental Studies. — 1938. — Vol. 9, pt. 3. — P. 675–689.
  26. Heyworth-Dunne J. An Introduction to the History of Education in Modern Egypt. — London : Luzac & Co., 1938. — 503 p.
  27. Hodgson M. The Venture of Islam. — Chicago : The University of Chicago Press, 1974. — Vol. 2. — 609 p.
  28. Al-Jabarti, ʼAbd al-Rahman. ʼAbd al-Rahman, al-Jabartiʼs History of Egypt : 3 books. — Book 1 (Vol. 1–2) ; Book 2 (Vol. 3–4) ; Book 3 : A Guide to Abd al-Rahman al-Jabartiʼs History of Egypt. — Stuttgart : Franz Steiner Verlag, 1994. — Vol. 1. — 461 p. ; Vol. 2. — 451 p. ; Vol. 3. — 390 p.
  29. Humphreys R. S. The Expressive Intent of Mamluk Architecture in Cairo // Studia Islamica. — 1972. — Vol. 35. — Pp. 69–119.
  30. Jomier J. Al-Azhar // Encyclopedia of Islam. — 2d — Leiden : Brill, 1960. — Vol. 1. — Pp. 813–821.
  31. Khan Abdul Muʼid. The Muslim Theories of Education during the Middle Ages // Islamic Culture. — 1944. — Vol. 18. — Pp. 418–423.
  32. Lane-Poole S. Social Life in Egypt. — London : S. Virtue and Company, 1884. — 138 p.
  33. Lapidus Ira M. Muslim Cities in the Later Middle Ages. — Cambridge : Cambridge University Press, 1967. — 209 p.
  34. Leiser G. Notes on the Madrasa in Medieval Islamic Society // The Muslim World. — 1986. — Vol. 76, no. 1. — Pp. 16–23.
  35. Makdisi G. The Scholastic Method in Medieval Education: An Inquiry into its Origins in Law and Theology // Speculum. — 1974. — Vol. 49, no. 4. — Pp. 640–661.
  36. Moreh Sh. The Egyptian Historian ʼAbd al-Rahman al-Jabarti. His Life, Works, Autographs, Manuscripts and the Historical Sources of ʼAjaʼib al-Athar. — Oxford : Oxford University Press,
    — 415 p.
  37. Pedersen J., Makdisi G. Madrasa // Encyclopedia of Islam. — 2d — Leiden : Brill, 1999. — Vol. 5. — Pp. 1123–1134.
  38. Raymond A. Artisans et Commerçants au Caire au XVIIIe siècle. — Vol. 1–2. — Damas : Institut français de Damas, 1973–1974. — Vol. 1. — 372 p. ; Vol. 2. — Pp. 373–920.
  39. Reichmuth St. The Worldof Murtada al-Zabidi (1732–91) : Life, Networks and Writings. — Cambridge : Gibb Memorial Trust,  — 398 p.
  40. Rosenthal F. A History of Muslim Historiography. — Leiden : Brill, 1952. — 656 p.
  41. Shaked H. The Biographies of Ulama in Mibarakʼs Khitat as a Source for the History of the Ulama in Nineteenth-Century Egypt // The Ulama in Modern History. Studies in memory of Professor Uriel Heyed. — Jerusalem, 1971. — Pp. 41–76.

Williams C. Islamic Monuments in Cairo. A Practical Guide. — Cairo : The American University in Cairo Press,  1999. — 312 p

Без рубрики