2015-№4(49) Статья 2

Е.А. Соколова

Потребительские практики современного высшего образования в условиях информационной открытости вузов. C. 18-32.

Скачать статью

УДК 378.1

 

В работе приведен обзор литературы по вопросу о взаимосвязи между явлением информационной открытости вузов и практиками потребительского поведения в системе высшего образования, которые детерминируются влиянием информации. Освещены основные этапы становления правового регулирования информационной открытости образовательных учреждений, в том числе вузов, в России. Установлено, что, соглашаясь с распространением на современную систему высшего образования основных правил функционирования рынка, российские исследователи уделяют недостаточное внимание специфике формирования потребительского спроса и факторам, определяющим потребительский выбор. Представленный в статье анализ феномена потребления, имеющего широкий социальный контекст, опирается на различные подходы, предложенные зарубежными авторами, к определению понятия консьюмеризации, которое используется в отечественной научной литературе в контексте категории потребительства в различных сферах общества. Определены основные научные подходы к проблеме потребительского поведения в различных сервисных сферах. Раскрыта специфика консьюмеризма в политологии, культурологии, философии, социологии. Уточнено содержание феномена потребления применительно к сфере высшего образования, рассмотрена роль рейтингов в принятии абитуриентами решения о выборе вуза.


высшее образование, информационная открытость, потребительский выбор

 

Библиография:

1. Абанкина, Т.В. Место вузов в новой экономике: стратегии и угрозы [Электронный ресурс] / Т.В. Абанкина, И.В. Абанкина // Отечественные записки. — 2013. — № 4/55. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2013/4/16a.html (дата обращения: 12.09.2015).
2. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент [Текст]. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 318 с.
3. Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей [Текст]: пер. с англ. / Р. Блэкуэлл, П. Ми-ниард, Дж. Энджел. — СПб.: Питер, 2007. — 944 с.
4. Василенко, Н.В. Теоретические модели современных систем образования [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. — 2008. — № 71. — С. 244–252.
5. Зимирев, Г.И. Мегатренды образования. Основные тенденции развития образования как социального института: презентация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/75493/ (дата обращения: 28.06.2015).
6. Ильин, В.И. Креативный консьюмеризм как тренд современного общества потребления [Текст] // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2011. —Т. XIV. — № 5/58. — С. 41–54.
7. Исаев, С. Основы консьюмеризма в России [Электронный ресурс] / С. Исаев, Д. Лукашевич. — Режим доступа: http://futureaccess.ru/Medaicenter/biznes-stati/konsiume-rizm/ (дата обращения: 28.06.2015).
8. Исаева, Н.В. Анализ качества информационной подотчетности и степени прозрачности университетов (на основе исследования сайтов организаций высшего профессионального образования г. Москвы и ожиданий абитуриентов) [Текст] / Н.В. Исаева, Д.В. Козлов, Д.П. Платонова // Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — С. 49–64.
9. Кузьменко, О.Е. Консьюмеризм как специфический способ социализации [Текст] // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Смоленск: СГИИ, 2013. — С. 63–66.
10. Кузьминов, Я.И. Система образования: движение к открытости [Текст] // Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — С. 5–12.
11. Матвеев, В.Ю. Развитие правового регулирования информационной открытости образовательных организаций [Текст] / В.Ю. Матвеев, А.И. Рожков // Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — С. 121–131.
12. Мониторинг вузовских сайтов станет постоянным [Электронный ресурс] // Российская газета. — 2015. — 22 сент. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/09/22/ vuzi.html (дата обращения: 23.09.2015).
13. Мониторинги прозрачности сайтов российских вузов для абитуриентов – 2010–2013 [Электронный ресурс] // Мониторинговые исследования: национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: [сайт]. — Режим доступа: http://www.hse.ru/ege/index.html?year=2011 (дата обращения: 28.06.2015).
14. Научить ученых: исследование сайтов вузов [Электронный ресурс] // Инфометр: [сайт]. — Режим доступа: http://infometer.org/analitika/nauchit-uchenyix-issledova-nie-sajtov-vuzov (дата обращения: 28.06.2015).
15. Пшизова, С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе [Текст] // Полис. Политические исследования. — 2009. — № 1. — С. 100–117; 2009. — № 2. — С. 39–51.
16. Хагуров, Т.А. «Человек потребляющий». Антропологическая девиантология массовой культуры [Текст]. — Saarbrucken, 2011. — 297 с.
17. Bok, D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education [Text]. — Princeton University Press, 2009. — 256 p.
18. Cremonini, L. Disseminating the Right Information to the Right Audience: Cultural Determinants in the Use (And Misuse) of Rankings [Text] / L. Cremonini, D. Westerheijden, J. Enders // Higher Education. — 2008. — Vol. 55, N 3. — Р. 373–385.
19. Hyu-Yong, P. Emerging Consumerism and the Accelerated «Education Divide»: The Case of Specialized High Schools in South Korea [Text] // Journal for Critical Education Policy Studies. — 2007. — Vol. 5, N 2. — P. 438–465.
20. Menon, M.E. Rationality, Information Search and Choice in Higher Education: Evidence from Greece [Text] / M.E. Menon, A. Saiti, M. Socratous // Higher Education. — 2007. — Vol. 54, N 5. — P. 705–721.
21. Moleswortha, M. Having, Being and Higher Education: the Marketisation of the University and the Transformation of the Student into Consumer [Text] / M. Moleswortha, E. Nixona, R. Sculliona // Teaching in Higher Education. — 2009. — Vol. 14. — Iss. 3. — P. 277–287.
22. Naidoo, R. Empowering Participants or Corroding Learning? Towards a Research Agenda on the Impact of Student Consumerism in Higher Education [Text] / R. Naidoo, I. Jamieson // Journal of Education Policy. — 2005. — Vol. 20, Iss. 3. — P. 267–281.
23. Newman, F. Future of Higher Education: Rhetoric and Reality, and Market Risks [Text] / F. Newman, L. Couturier, J. Scurry. —2004. — 304 p.
24. Ranking Web of Universities [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.webometrics.info/en (date of access: 22.09.2015).
25. Riesman, D. On Higher Education: The Academic Enterprise in an Era of Rising Student Consumerism [Text]. — San-Francisco: Jossey-Bass, 1980.
26. Stark, J.S. The Many Faces of Educational Consumerism [Text]. — San-Francis-co, 1977. — 224 p.
27. Tavares, O. Enrolment Choices in Portuguese Higher Education: Do Students Behave as Rational Consumers? [Text] / O. Tavares, S. Cardoso // Higher Education. — 2013. — Vol. 66, N 3. — P. 297–309.
28. The «Bring Your Own Device» to Work Movement: Engineering Practical Employment and Labor Law Compliance Solutions [Electronic resource]. — Detroit: Littler Mendelson, P.C., 2004. — Mode of access: http://www.unitiv.com/ Portals/51762/ docs/ littlerwhitepaper-1.pdf (date of access: 28.06.2015).
29. Thorstein, V. The Theory of the Leisure Class: an Economic Study of Institutions [Text]. —N.Y.: Mineola, 1994.
30. UK Review of the provision of information about higher education: Advisory Study and Literature Review: Report to the UK higher education funding bodies by CFE Research [Electronic resource]. — 2014. April. — Mode of access: http://www.hefce.ac.uk/pubs/rereports/year/2014/infoadvisory/ (date of access: 22.09.2015).

 

Без рубрики