Трегубова М. С.

Формирование мужественности  в военных учебных заведениях пореформенной России  (на основе дворянских мемуаров)  C. 37- 45.

УДК 355.233.231:94(47).082

DOI 10.37724/RSU.2021.71.2.004

Аннотация. В статье на основе мемуаров дворян — выпускников кадетских корпусов и военных училищ, исследуются способы и возможности формирования мужественности в военных учебных заведениях дореволюционной России. События Крымской войны продемонстрировали необходимость реформирования российской армии. Среди комплекса военных реформ 1860–1870-х годов значительное место занимали перемены в сфере военного образования. Вместе с тем изменение системы и структуры обучения не должно было затронуть главную составляющую образа офицера — его мужественность, под которой понимался комплекс качеств, характерных для сильного физически, умственно подготовленного и достойного воина. Обучение в военных заведениях было нацелено на формирование мужественности путем серьезной физической подготовки, а также воспитания смелости и доблести.

Ключевые слова: воспитание, воспоминания, дворяне-мужчины, мужественность, «мужской мир», военные учебные заведения.

 

Библиография:

  1. Акишева А. Т. К вопросу о преодолении стереотипов по нормам «женственности» и «мужественности» // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 8 (86). — С. 13–
  2. Богданов С. В. Воспитание элиты: феномен привилегированного образования в Российской империи конца XIX — начала XX в. // Вестник Пермского университета. История. — 2015. — № 3 (30). — С. 7–14.
  3. Брусилов А. А. Мои воспоминания. — М. : Госиздат, 1929. — 249 с.
  4. Веременко В. А. Особенности школьного быта дворян в государственных закрытых учебных заведениях России (вторая половина XIX — начало ХХ в.) // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2014. — № 8 (61). — С. 33–36.
  5. Веременко В. А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX — начало ХХ в.) : моногр. — СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015а. — 204 с.
  6. Веременко В. А., Тропов И. А. Российское дворянство в условиях модернизации (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2015б. — № 4. — С. 7–13.
  7. Воронов В. Н., Сацута С. А. «Милютинская» реформа военного образования // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 1 (45). — С. 47–51.
  8. Воспоминания Д. А. Скалона// Русская старина. — 1908. — Т. 133. — С. 692–700.
  9. Дмитриев А. М., Муравцов А. А. Организация образовательного процесса в военных гимназиях Российской империи (1863–1881 гг.) // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2018. — № 3 (16). — С. 183–188.
  10. Дмитриев А. М. История становления и развития системы военного образования Российской империи // Развитие военной педагогики в ХХI веке : материалы VI межвуз. науч.-практ. конф., 100-летию Военной академии связи посвящается. — СПб. : ВВМ, 2019. — С. 723–730.
  11. Дугин И. М. Роль офицера-воспитателя в организации нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2008. — № 68. — С. 83–91.
  12. Евсеенков А. Г. Становление и развитие кадетских корпусов в России // Наукоемкие технологии и инновации : XXI науч. чтения. — Белгород : Белгород. гос. технол. ун-т им. В. Г. Шухова, 2014. — С. 138–144.
  13. Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. — М. : Воениздат, 1986. — 752 с.
  14. Игнатьев П. В., Михайлов А. А. Подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе государю и Отечеству. Правовое образование будущих офицеров во второй половине XIX — начале XX века // Военно-исторический журнал. — 2014. — № 3. — С. 46–52.
  15. Киселев А. С., Половецкий С. Д. Военные гимназии в системе военного образования в 1863–1882 гг.: история и современные оценки // Военный академический журнал. — 2018. — № 4 (20). — С. 86–94.
  16. Лукомский А. С. Очерки из моей жизни // Вопросы истории. — 2001. — № 1. — С. 89–130.
  17. Наумов А. Н. Из уцелевших воспоминаний 1868–1917 : в 2 кн. — Нью-Йорк : Изд-во А. К. Наумовой и О. А. Кусевицкой, 1954. — 583 с.
  18. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 1000. Д. 18, 162.
  19. Першина В. В., Шинкарёва Н. А. Методика формирования качеств мужественности у мальчиков 5 года жизни через семью и ДОО // Научное сообщество студентов : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары, 2015. — С. 37–39.
  20. Разарёнова К. А. Феномен мужественности и женственности в контексте полового воспитания // Вестник научных конференций. — 2016. — № 10–5 (14). — С. 149–150.
  21. Синельников А. С. Маскулинность// Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. — М. : Информация XXI век, 2002. — С. 121.
  22. Уваров И. А. Рождение военной интеллигенции России (Пажеский корпус) // Интеллигенция и мир. — 2011. — № 3. — С. 89–100.
  23. Чувардин Г. С. Пажеский корпус как элитообразующая структура Российской империи в период правления императоров Александра III — Николая II // Научный диалог. — 2012. —№ 4. — С. 39–58.

 

Без рубрики