Тихомиров Н. В.

Отражение проблемы межнациональных отношений в Русском феодальном государстве XVI века в школьных учебниках истории СССР   (конец 1930-х — начало 1960-х годов)        С. 76 – 86.

УДК 371.671.11(47)«193/196»:94(47)«15»

DOI: 10.37724/RSU.2022.75.2.008

 

Аннотация. Предметом статьи является отражение межнациональных отношений в Русском государстве в советских учебниках истории конца 1930-х — начала 1960-х годов. Цели: проследить изменения в изложении учебного материала, определить факторы данного процесса, выявить идейно-теоретические установки авторов школьных учебников и показать их эволюционное развитие. В ходе исследования были получены выводы о характере и направленности изменений в освещении авторами учебных пособий взаимоотношений русского и других народов в составе единого государства. На основе сравнительного анализа материалов учебников показано, что ведущей тенденцией в работе историков на указанном направлении было стремление усилить патриотическую составляющую в подаче материала. Историками-марксистами была отвергнута оценка исторической роли великороссов, данная в концепции М. Н. Покровского, и выработана новая модель представления отношений между народами, вошедшими в состав объединенной державы. Материалы статьи призваны способствовать углублению научных представлений об особенностях развития отечественной исторической науки эпохи сталинизма. Полученные результаты могут быть использованы при осуществлении историографических исследований, а также в методической практике.

 

Ключевые слова: историческая концепция, историческое образование, многонациональное государство, Русское государство, учебник истории.

 

Библиография.

  1. Архив Российской академии наук (АРАН). — Ф. 638. — Оп. 1. — Д. 382.
  2. Бущик Л. П. История СССР : иллюстр. кн. для преподавателей VIII кл. ср. шк. / под ред. А. М. Панкратовой. — М. : АПН РСФСР, 1954. — 456 с.
  3. Бущик Л. П. История СССР : учеб. для 8 кл. / под ред. А. М. Панкратовой. — Изд. 2-е. — М. : Учпедгиз, 1958. — Ч. 1 — 200 с.
  4. Вагин А. А., Сперанская Н. В., Шабалина Т. С. История СССР : учеб. пособие для 7 кл. — М. : Учпедгиз, 1962. — 268 с.
  5. Вопросы преподавания истории и конституции СССР в школе. — М. : АПН РСФСР, 1955. — 200 с.
  6. Всесоюзное совещание о мерах улучшения подготовки научно-педагогических кадров

по историческим наукам. 18–21 декабря 1962 г. — М. : Наука, 1964. — 519 с.

  1. Епифанов П. П., Федосов И. А. История СССР : учеб. пособие для IX–X кл. ср. шк. —

2-е изд. — М. : Просвещение, 1964. — 432 с.

  1. История СССР. Краткий курс : учеб. для 4-го кл. / под ред. А. В. Шестакова. — М. : Учпед-гиз, 1954. — 288 с.
  2. История СССР : учеб. для VIII кл. ср. шк. / под ред. А. М. Панкратовой. — Изд. 2-е. — М. : Учпедгиз, 1941. — 224 с. ; изд. 3-е. — 1943. — Ч. 1. — 223 с. ; изд. 12-е. — 1953. — Ч. 1. — 240 с.
  3. Карцов В. Г. Методика преподавания истории СССР в начальной школе. — Изд. 2-е. — М. : Учпедгиз, 1951. — 216 с.
  4. К изучению истории : сб. — М. : Партиздат, 1937. — 38 с.
  5. Краткий курс истории СССР : учеб. для 3-го и 4-го кл. / под ред. А. В. Шестакова. — М. : Учпедгиз, 1937. — 223 с.
  6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. док. 1917–1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. — М. : Педагогика, 1974. — 560 с.
  7. Нечкина М. В. К вопросу о формуле «Наименьшее зло» // Вопросы истории. — 1951. — № 4. — С. 44–48.
  8. Нечкина М. В., Фадеев А. В. История СССР : учеб. пособие для 7 кл. — М. : Учпедгиз, 1962. — 264 с.
  9. Панкратова А. М. Вопросы преподавания истории СССР в свете решений ХХ съезда КПСС. — М., 1965. — 75 с.
  10. Сталин И. В. Марксизм и национально-колониальный вопрос : сб. ст. и речей. — М. : Парт-издат ЦК ВКП(б), 1937. — 232 с.
  11. Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654–1954 гг.). — М. : Госполитиз-дат, 1954. — 31 с.
  12. Тихомиров Н. В. Отражение процесса централизации Русского государства в школьных учебниках истории конца 1930-х — начала 1950-х гг. // Вестник Марийского государственного уни-верситета. Сер. «Исторические науки. Юридические науки». — 2020. — Т. 6, № 4. — С. 401–406. — DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-4-401-406, а.
  13. Тихомиров Н. В. Проблема межнациональных отношений в концепции Русского государства в отечественной историографии 1930-х — начала 1950-х гг. // Вестник гуманитарного образования. — 2020. — № 4. — С. 101–110. — DOI: 10.25730/VSU.2070.20.054, б.
  14. Тихомиров Н. В. А. В. Шестаков как ведущий критик исторической концепции М. Н. По-кровского во второй половине 1930-х гг. // Вестник гуманитарного образования. — 2021. — № 1. — С. 49–55. — DOI: 10.25730/VSU.2070.21.005.
  15. Тихонов В. В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х — 1953 г.). — М. ; СПб. : Нестор-История, 2016. — 424 с.
  16. Фукс А. Н. Формирование советской моноконцепции отечественной истории и ее отраже-ние в школьном учебнике А. В. Шестакова // Вестник Московского государственного областного уни-верситета. Сер. «История и политические науки». — 2009. — № 2. — С. 104–113.

 

Без рубрики