Любарский Р. В.

Концепции Карлоса Кастанеды в романе Виктора Пелевина  «Тайные виды на гору Фудзи С. 92 –103.

УДК 821.161.1-31.09«20»

DOI 10.37724/RSU.2022.76.3.010

Аннотация. Актуальность изучения влияния идей Карлоса Кастанеды на творчество Виктора Пелевина определяется тем, что проблема художественной условности становится одной из привлекающих внимание исследователей. Вторичная условность в творчестве Пелевина рассматривается в рамках обновления нереалистических художественных приемов. Проблема вторичной условности характеризуется новым подходом использования эзотерического в современных постмодернистских романах, в том числе и через концепции Кастанеды, чем продиктована своевременность обращения к данной теме. В частности, обновление художественной условности с помощью концепций Кастанеды находит отражение в романе Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Цель данной статьи — изучение романа «Тайные виды на гору Фудзи» в контексте воздействия идей Кастанеды. Предмет исследования — специфика реализации в данном произведении воззрений Кастанеды в контексте вторичной реальности. В статье анализируется художественное воплощение таких концепций Кастанеды, как «сталкинг», «эманация Орла» (как часть буддийского учения о дхьянах). Исследуется отражение концепций «сталкинга», «бога Орла», «дарования и пожирания осознания» в качестве художественно преображенной основы мистического феминизма. Рассмотрена кастанедовская «сновидческая действительность» как художественная модель отдельной реальности, в которой обитает божество Пелевина. Сделан вывод о том, что концепция «дарования и отбора осознания» в произведении Пелевина подверглась преобразованию определенного характера. Также нами установлено, что с помощью эзотерических идей Кастанеды Пелевин высмеивает принцип гендерного превосходства как ведущую черту феминистического движения.

Ключевые слова: Виктор Пелевин, вторичная реальность, Карлос Кастанеда, «сталкинг стал-керов», «Тайные виды на гору Фудзи».

 

Библиография:

  1. Баранов А. В. Культ Иштар и ритуал священного брака в романе Виктора Пелевина «Generation “П”» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. — 2021. — Т. 7, № 1. — С. 3–14.
  2. Бычкова О. А. Проблемы симулякра в постмодернистской литературе: на материале про-изведений А. Битова, Т. Толстой, В. Пелевина : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — М., 2008. — 18 с.
  3. Голубович Н. Синтез вторичной художественной условности в прозе М. А. Булгкова // Acta albaruthenica, rossica, polonica : VIІ Міжнар. навук. канф. — Віцебск, 2006. — С. 392–394.
  4. Грушевская В. Ю. Художественная условность в русском романе 1970-х — 1980-х годов : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — М., 2007. — 183 с.
  5. Жавнерович М. С. Женские образы и феминизм в романе В. Пелевина «Тайные виды на го-ру Фудзи» // Студент и наука (гуманитарный цикл) — 2020 : материалы Междунар. студенческой науч.-практ. конф. / гл. ред. Н. Н. Макарова ; отв. ред. М. С. Закамалдина. — 2020. — С. 1247–1257.
  6. Кастанеда К. Второе кольцо силы. — М. : София, 2013. — 288 с., а.
  7. Кастанеда К. Дар Орла. — М. : София, 2013. — 288 с., б.
  8. Кастанеда К. Искусство сновидения. — М. : София, 2013. — 288 с., в.
  9. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. — М. : София, 2013. — 288 с., г.
  10. Кастанеда К. Огонь изнутри. — М. : София, 2014. — 288 с.
  11. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. — М. : София, 2016. — 512 с.
  12. Куликова Е. А. «Вервольфы» В. Пелевина: генезис образа человека-волка // Филология и человек. — 2013. — № 3. — С. 066–073.
  13. Любарский Р. В. Осмысление концепции Карлоса Кастанеды «сталкинг сталкеров» в творчестве Виктора Пелевина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Филология. Журналистика». — 2019. — № 4. — С. 36–40, а.
  14. Любарский Р. В. Художественное воплощение функций бога Орла из произведений К. Ка-станеды в романах В. Пелевина «Бэтман АПОЛЛО» и “SNUFF” // Ученые записки Орловского государ-ственного университета. — 2019. — № 2 (83). — С. 130–134, б.
  15. Любарский Р. В. Концепции «сталкинг сталкеров» и «слияние с осознанием» К. Кастанеды в романе В. Пелевина «Смотритель» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. — 2021. — № 35. — С. 6–12, а.
  16. Любарский Р. В. Концепция «мага как сверхчеловека» К. Кастанеды в творчестве В. Пеле-вина и Макса Фрая // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — № 10–12 (78). — С. 157–162., б.
  17. Пелевин В. Тайные виды на гору Фудзи. — М. : Эксмо, 2022. — 416 с.
  18. Петриков С. Невидимые дирижеры мысли: дереализация и деконструкция смыслообразу-ющих арахнид // Апокриф. — 2022. — № 12. — С. 40–44.
  19. Сердобинцева Е. А. Выявление авторской интерпретации античного мифа при анализе ро-мана Виктора Пелевина «Шлем ужаса» // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 13 (268). — С. 103–108.
  20. Шерчалова Е. В. «Мужское» и «женское» пространства в романе «Тайные виды на гору Фудзи» В. О. Пелевина // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». — 2021. — № 3 (70). — С. 276–284.
Без рубрики