Паняшин А. А., Захарова О. В.
Соотношение либерального и тоталитарного в политико-правовом учении Томаса Гоббса С. 47 -57.
УДК 1(410)(09)«16»
DOI 10.37724/RSU.2023.79.2.005
Аннотация. В статье проведено исследование соотношения либерального и тоталитарного в политико-правовом учении Томаса Гоббса. В начале работы проанализированы оценки, даваемые учению в зарубежной и отечественной историографии XX–XXI веков. Анализ контекста возникновения учения позволил определить, что его появление стало следствием тенденции к нейтрализации общественной жизни и технизации государственного управления, проявившихся вследствие проверки институтов государства и общества потрясениями эпохи Нового времени. Основываемое на феноменологическом подходе, свойственном философии стоиков, учение Гоббса вкладывает индивидуальное начало в существование общества и государства, задавая тенденцию субъектных отношений между властью и подданными. Исследование литературы и учения философа позволило выявить, что власть абсолютного монарха в данной теории близка к диктатуре, носящей суверенный характер и приближенной к цезаризму. В учении Томаса Гоббса содержится немалое количество либеральных идей, которые даны в ограниченном виде, так как философом хорошо осознается, сколь велико может быть их деструктивное влияние на правящий и обладающий абсолютной тоталитарной властью центр. Поэтому ограничения свобод проистекают из самой философии и консервативных взглядов английского мыслителя, ставших результатом контекста Английской революции 1641–1660 годов. Именно по этой причине Томас Гоббс видит диктат суверенной власти самым верным способом преодоления эгоистической природы человека и войны всех против всех.
Ключевые слова: Томас Гоббс, политико-правовое учение, государство, либерализм, тоталитаризм, естественное состояние, абсолютная власть, индивидуализм, религиозный культ, образование в государстве, диктатура, негативный характер свободы, частная собственность, правовое государство.
Библиография
- Авдащенкова М. В. Общество и личность XVII века в трудах Томаса Гоббса : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.03. — Брянск, 2008. — 24 с.
- Вальденберг В. Е. Закон и право в философии Гоббса. — СПб., 1900. — 267 с.
- Дмитриев Т. Политическое образование и просвещение по Томасу Гоббсу // Философско-литературный журнал «Логос». — 2020. — № 6 (139). — С. 97–144.
- Гоббс Т. Левиафан / [пер. с англ. А. Гутермана]. — М. : АСТ, 2021. — 800 с.
- Милованов К. Ю. Правовое государство в философско-историческом дискурсе эпохи Просвещения // Профессиональное образование и общество. — 2019. — № 1 (29). — С. 12–53.
- Мееровский Б. В. Гоббс. — М. : Мысль, 1975. — 208 с.
- Паняшин А. А., Захарова О. В. Влияние контекста английской революции XVII века на политико-правовое учение Томаса Гоббса. К вопросу об историчности концепции и взглядов мыслителя // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2022. — № 3 (76). —С. 70–78. — DOI: 10.37724/RSU.2022.76.3.008.
- Скиннер К. Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы // Философско-литературный журнал «Логос». — 2013. — № 2 (92). — С. 155–186.
- Чалый В. А. Феноменологический метод в политической науке Гоббса // Манускрипт. — 2017. — № 12-1 (86). — С. 193–196.
- Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / пер. с нем. Д. В. Кузницына. — СПб. : Владимир Даль, 2006. — 300 с.
- Шмитт К. Диктатура / [пер. с нем. Ю. Ю. Коринца ; вступ. ст. А. Ф. Филиппова]. — М. : РИПОЛ классик, 2018. — 440 с.
- Штраус Л. Естественное право и история. — М. : Водолей Publishers, 2007. — 312. с.
- Шевцов С. Теория естественного состояния: Гоббс, Локк, Руссо // SENTENTIAE. — 2011. — № 2 (25). — С. 70–83.
- Macpherson C. B. The Political Theory of Possessive Individualism Hobbes to Locke. — Oxford, 1962. — 324 p.
- Sullivan V. B. Machiavelli, Hobbes and the Formation of a Liberal Republicanism in England. — Cambridge University Press, 2004. — 284 p.
- The Cambridge Companion to Hobbes’s Leviathan. — Cambridge University Press, 2007. —Pp. 357–391.
- Warrender H. The Political Philosophy of Hobbes: His Theory of Obligation. — Oxford, 1957. — 346 p.