Соболева Л. С., Калинина А. Д.

Образ дьявольского пира в проповеди XVII века как средство противостояния пьянству   С. 88 -100.

УДК 82-522.09«16»

DOI: 10.37724/RSU.2023.79.2.009

Аннотация. Рукописный сборник проповедей конца XVII века «Статир», написанный во вла­дениях Строгановых в Орле-городке и введенный в научный контекст благодаря описанию А. Х. Востокова (1842 год), не был опубликован на должном уровне. Среди многочисленных тем, оригинально представленных анонимным автором, оказались проблема винопития и состояние алкогольного опьянения, уводящее человека от созданного Богом человеческого образа. Данная работа посвящена публикации и исследованию риторических стратегий автора в поучении «О слепотѣ християнъ, и яко поганския обычаи творятъ на пирѣхъ своихъ, и яко великое беззаконие содѣвается от пиянства» (Слово 39). Проблема пьянства на Руси XVII века стояла достаточно остро для многих слоев населения. К тому времени уже были попытки регламентации продажи алкоголя (пресекались частные продажи), ограничение объема и времени продаж, осуждение кабацкой атмосферы (запреты на употребление алкоголя вблизи кабаков и организацию на кружечных дворах различных увеселений). Изучаемый текст репрезентирует размышления церковного автора о феномене кабака-растлителя народа, приводящего увидеть активное противостояние автора кабакам и домашнему пьянству. Несмотря на необходимость оставаться в рамках традиции компилятивного построения проповеди, архитектоническая организация текста дает возможность выразить и транслировать мысли проповедника. Центральный образ пира, ввиду своей символической насыщенности, присутствует на трех уровнях: бытовой раскрывает пьянство как повседневную социальную проблему, метафорический обличает невежество и заблуждения паствы, видящей в пьянстве любовь к ближнему, а сакральный уровень связывает неправедные пиры с воздействием дьявола и отречением от Бога.

 

Ключевые слова: «Статир», Бог, дьявол, кабак, образная система, пир, проповедь, пьянство, риторические стратегии, XVII век.

 

Библиография

  1. Адрианова-Перетц В. П. Праздник кабацких ярыжек. Пародия-сатира второй половины XVII века. — Л. : АН СССР, 1934. — С. 171–247.
  2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи.— СПб. : Тип. II Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1836. — Т. IV. — 652 с.
  3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М. : Худож. лит., 1990. — 543 с.
  4. Веселовский С. Б. Московское государство: XV–XVII вв.: из научного наследия — М. : АИРО-XXI, 2008. — 379 с.
  5. Воркачев С. Г. Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования 2003: современная антология. — Волгоград : Перемена, 2003. — С. 189–208.
  6. Востоков А. Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. — СПб., 1842. — С. 629–633.
  7. Гавлин М. Л. Вопрос о винных откупах в истории законодательства Российской империи: XVIII–XIX вв. // Экономическая история: обозрение. — М. : Изд-во МГУ, 2007. — Вып. 13. —С. 127–
  8. Гуревич А. Я. Пир // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. — М. : РОССПЭН, 2003. — С. 359‒360.
  9. Илюшин И. Применение опыта дореволюционного трезвеннического движения к современной жизни // Конференция Санкт-Петербургской митрополии «Церковная практика помощи нарко- и алкозависимым» : сб. докладов. — СПб., 2015. — С. 17–21.
  10. Котошихин Г. О России в царствование Алексия Михайловича. — 3-е изд. — СПб., 1884. — [4], XXXVI, 196, XX с., [2] л. факс.
  11. Курукин И. В. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина. — М. : Молодая гвардия, 2007. — 518 с.
  12. Лукьянов Н. А. Переход в иной мир: рукописное церковное поучение «На погребение» из книги «Статир» // Свое — чужое: опыт культурного взаимодействия : материалы Всерос науч.-практ. конф. «Строгановские чтения — XVI». — Усолье : Усолье Строгановское, 2020. — С. 84–89.
  13. Прыжов И. Г. Очерки русского быта. — М. : Ин-т рус. цивилизации, 2017. — 640 с.
  14. Российская государственная библиотека. Отдел рукописей (РГБ ОР). — Ф. 256. Собрание Румянцева. — № 299. Сказание Авраамия Палицына. — 232 л. ; № 411. Статир. Русский сборник проповедей XVII в. (последняя четверть). — 815 л.
  15. Соболева Л. С. Гимн семейной любви и гармонии в рукописном сборнике проповедей конца XVII века // Диалог со временем. — 2020. — № 73. — С. 254–270.
  16. Соболева Л. С. «Ныне душа моя радостию наполнися и сердце мое веселием играетъ»: рукописное поучение XVII в. на праздник Похвалы Богородицы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2021. — № 35. — С. 244–266. — DOI: 10.24412/2224-5391-2021-35-244-266.
  17. Соболева Л. С., Калинина А. Д. Поучения против пьянства в рукописном сборнике «Статир»: богословская риторика и образ грешника // Свое — чужое: опыт культурного взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Строгановские чтения — XVI». — Усолье : Усолье Строгановское, 2020. — С. 90–96.
  18. Шишкин А. К литературной истории русского симпосиона // Русские пиры. — СПб. : Альманах «Канун», 1998. — Вып 3. — С. 5–38.
  19. Яхонтов И. Русский проповедник XVII столетия // Духовная беседа. — 1858. — № 40. — С. 26–38 ; № 44. — С. 141–149.
Без рубрики