Абашева Д. В., Жабина Е. М.

«Коллективная эмоциональность» в фольклоризме лирики конца ХIХ — начала ХХ века С. 115-121

УДК 821.161.3-1.09«18/19»

DOI: 10.37724/RSU.2023.79.2.011

Аннотация. Традиционной характерной чертой народной лирики является отражение в ней взаимодействия мира человека с миром окружающей его природы, которое происходит на прагматическом и поэтическом уровнях. Следуя фольклорным традициям в изображении и понимании картин живой природы, поэты и художники описывают не просто пейзаж, но стараются передать те чувства и настроения, которые он вызывает. А. Н. Веселовский неслучайно отметил, что лирический жанр выделяется из хоровой песни как выражение «коллективной эмоциональности». Именно поэтому ученый большое внимание уделяет психологическому параллелизму, который возник сначала в народной культуре, а затем получил развитие в авторском поэтическом творчестве. Описывая переживания, страдания, искания, томления типизированного героя, народная песня благодаря многочисленным параллелизмам показывает семантическое многообразие чувственных образов, которые впоследствии находят свое продолжение, воплощение и развитие уже в авторской поэзии. Данная статья посвящена проявлению «коллективной эмоциональности» в лирике конца XIX — начала XX века на примере стихотворений К. Д. Бальмонта и Н. С. Гумилева.

Ключевые слова: фольклор, фольклоризм, литературная традиция, русская народная песня, семантика, «коллективная эмоциональность», песенная традиция, синтез искусств, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев

 

Библиография

  1. Абашева Д. В., Жабина Е. М. Народная песенная традиция в истории и теории литературы: теория и практика // Семантика народной культуры в литературе : материалы межвузовской междисциплинарной конф. с междунар. участием. — М. : МПГУ, 2022. — С. 151–171.
  2. Бальмонт К. Д. Избранное / сост., вступ. ст. и примеч. Е. В. Ивановой. — М. : Сов. Россия, 1989. — 591 с.
  3. Белинский В. Г. О разделении поэзии на роды и виды // Полное собрание сочинений : в 13 т. — М. : АН СССР, 1954. — Т. 5. — С. 294–350.
  4. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М. : Высш. шк., 1989. — 404 с.
  5. Гумилев Н. Стихотворения. — М. ; Л. : Сов. писатель, 1988. — 630 с.
  6. Зуева Т. В. Русский фольклор : слов.-справ. — М. : Просвещение, 2002. — 334 с.
  7. Копенкина О. «Вечерний звон» Левитана. Уединение, звучание и настроение // Дневник живописи. — URL : https://www.arts-dnevnik.ru/levitan-vecherny-zvon/ (дата обращения: 23.11.2022).
  8. Левитан И. Воспоминания современников // И. Левитан. Жизнь и творчество. — URL: http://isaak-levitan.ru/quote.php (дата обращения: 23.11.2022).
  9. Майкапар А. Петр Ильич Чайковский. Времена года. Октябрь. Осенняя песнь // Музыкальная фантазия. — URL: http://music-fantasy.ru/materials/chaykovskiy-vremena-goda-oktyabr-osennyaya-pesn (дата обращения: 23.11.2022).
  10. Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. — URL: https://www.rulit.me/books/literatura-i-folklornaya-tradiciya-voprosy-poetiki-read-193773-51.html (дата обращения: 23.11.2022).
  11. Тредиаковский В. К. Избранные произведения / вступ. ст. Л.И. Тимофеева. — М. ; Л. : Сов. писатель, 1963. — 572 с.
Без рубрики