Смыковская Т. Е.

Образы святых как элемент сакрального топоса эпопеи А. И. Солженицына «Красное колесо» С. 100 –108.

УДК 821.161.1-31.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2024.82.1.010

Аннотация. Статья посвящена одному из ключевых произведений русской литературы второй половины ХХ столетия — десятитомной эпопее А. И. Солженицына «Красное колесо». Объект исследовательского внимания — религиозный дискурс эпопеи, а именно система образов святых, посредством которой писатель раскрывает основные идеи произведения. Несмотря на то, что в последние десятилетия художественный мир эпопеи активно исследуется, образы святых не становились предметом специального изучения. Цель статьи — проанализировать три доминирующих образа — Серафима Саровского, Николая Угодника и Георгия Победоносца. Автор работы стремится показать, что, включая образы святых в художественную ткань эпопеи, А. И. Солженицын демонстрирует не просто утрату православной веры накануне Февральской революции 1917 года, но глубинный нравственный кризис, охвативший русский народ, вследствие чего он не смог противостоять разрушительным историческим процессам начала ХХ века. Автор публикации выявляет: художественное своеобразие религиозного дискурса заключается в том, что образы святых неодинаково композиционно позиционируются в пространстве произведения. Они могут проецироваться на героев, как, например, Серафим Саровский. Однако чаще всего, как в случае Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, являются элементом культурно-религиозного сознания героев и активно влияют на их земное и духовное существование. Результаты исследования могут быть востребованы литературоведами при изучении духовного топоса «Красного колеса», а также учителями в вузовском и школьном курсе преподавания литературы и истории.

 

Ключевые слова: образ Серафима Саровского, образ Николая Угодника, образ Георгия Победоносца, христианство, православная вера.

 

Библиография

  1. Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. — М. : Искусство, 1977. — 199 с.
  2. Гаркавенко О. В. Христианские мотивы в творчестве А. И. Солженицына : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — Саратов, 2007. — 223 с.
  3. Гуськов В. В. Кто раскрутил красное колесо? Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына «Красное колесо». — Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2010. — 228 с.
  4. Еремина Т. Покровитель воинов // Россия молодая. — 1996. — № 4. — С. 41‒44.
  5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М. : Искусство, 2000. — 395 с.
  6. Ликвинцева Н. В. Богословские и антропологические основания надежды в «Красном колесе» // Философские науки. — 2014. — № 2. — С. 75‒88.
  7. Любомудров А. М. Православная традиция в литературе русского зарубежья // Литература в школе. — 2010. — № 1. — С. 23‒26.
  8. Славянская мифология : энцикл. слов. — М. : Междунар. отношения, 2002. — 512 с.
  9. Славянские древности : этнолингвист. слов. : в 5 т. — М. : Междунар. отношения, 2004. — Т. 3. — 704 с.
  10. Смыковская Т. Е. Женские образы А. Солженицына в контексте пасхальной традиции (на примере эпопеи «Красное колесо») // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. — 2013. — № 3 (40). — С. 97‒105.
  11. Смыковская Т. Е. Мотив христианского поста как проекция нравственной сущности героя
    в эпопее А. Солженицына «Красное колесо» // Наследие А. И. Солженицына в современном культурном пространстве России и зарубежья : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Решетова. — Рязань : Изд-во «Концепция», 2014. — С. 215‒222.
  12. Солженицын А. И. Собрание сочинений : в 30 т. — М. : Время, 2007-. — Т. 1. — 2007. — 672 с. ; Т. 7. — 432 с. ; Т. 8. — 536 с. ; Т. 9. — 512 с. ; Т. 11. — 2008. — 744 с. ; Т. 14. — 2009. — 736 с. ; Т. 15. —624 с. ; Т. 16. — 792 с.
  13. Тихомирова Е. С. Христианские мотивы в творчестве Солженицына // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. — 2009. — № 3. — С. 168‒171.
  14. Шешунова С. В. Национальный образ мира в эпопее А. И. Солженицына «Красное колесо». — Дубна : Междунар. ун-т природы, о-ва и человека, 2005. — 111 с.
  15. Шмелев И. С. Няня из Москвы. — М. : Никея, 2018. — 230 с.
  16. Шолохов М. А. Тихий Дон : в 4 кн. — М. : Рус. кн., 1992. — Кн. 2. — 352 с.
  17. Щедрина Н. М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века. — М. : Памятники. ист. мысли, 2010. — 336 с.
  18. Урманов А. В. Художественное миросозерцание Александра Солженицына. — М. : Рус. путь, 2014. — 624 с.
Без рубрики