Николаева А. А.

К творческой истории драматической поэмы С. А. Есенина «Пугачев»: текстология и поэтика ремарок в черновом автографе. С. 102–108.

УДК 821.161.1-1.09«18»

DOI 10.37724/RSU.2024.84.3.012

 

Аннотация. Цель статьи — проанализировать правку С. А. Есенина в черновом автографе драматической поэмы «Пугачев», связанную с работой поэта над ремарками. В есениноведении уже было доказано, что отказ от большей части ремарок, сохранившихся в черновике, обусловлен изменением жанра произведения. Однако исследователями не было отмечено, что поэт, задумывая произведение для постановки на сцене, уделял существенное внимание работе с ремарками. Автор статьи отмечает значительное количество вариантов одной ремарки в черновике (до четырех). Исследователь выделяет несколько типов правки внутри ремарок, связанных с указанием на детали происходящего, на действие героев на сцене и с работой над театральными приемами и эффектами. В результате делается вывод о том, что Есенин много работал не только над монологами и диалогами действующих лиц, но также и над ремарками, планируя использовать их как особые указания постановочной группе.

 

Ключевые слова: драматическая поэма «Пугачев», С. А. Есенин, ремарка, текстология.

 

Библиография

 

  1. Апушкин Я. В. Есенин — «Пугачев» // Экран. — 1922. — № 22. — С. 10.
  2. Воронова О. Е. Театр Есенина (об особенностях драматургической поэтики в поэме «Пугачев») // Духовный путь Есенина (религиозно-философские и эстетические искания). — Рязань : М-ПРЕСС, 1997. — С. 251–263.
  3. Городецкий С. М. Памяти С. Есенина // Есенин. Жизнь. Личность. Творчество : сб. лит.-худож. секции Центр. дома работников просвещения / под ред. Е. Ф. Никитиной. — М. : Работник просвещения, 1926. — С. 42–50.
  4. Есенин С. А. Полное собрание сочинений : в 7 т. / гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М. : Наука : Голос, 1995–2002. — Т. 3. — 1 — 718 с.
  5. Лежнев А. «Пугачев» — Есенина, или О том, как лирическому тенору не следует петь героических партий // Вестник искусств. — 1922. — № 3–4. — С. 19.
  6. Николаева А. А. Есенинские ремарки как средство драматизации действия в поэме «Пугачев» // Сергей Есенин в контексте эпохи : коллективная моногр. / отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. — М. : ИМЛИ РАН, 2021. — С. 435–459.
  7. Николаева А. А. Синтез театрального и поэтического искусства в драматической поэме С. А. Есенина «Пугачев» // Studia Litterarum. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 298–315.
  8. Правдухин В. Письма о современной литературе // Сибирские огни. — 1922. — № 2. — С. 139–151.
  9. Розанов И. Н. Воспоминания о Сергее Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях современников : в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А. А. Козловского. — М. : Худож. лит., 1986. — Т. 1. — С. 428–444.
  10. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). — Ф. 190. — Оп. 1. — Ед. хр. 24.
  11. Самоделова Е. А. Историко-фольклорная поэтика С. А. Есенина // Рязанский этнографический вестник. — Рязань : Ряз. обл. науч.-метод. центр нар. творчества, 1998. — Т. 1. — 225 с.
  12. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека»: творческая история, судьба, контекст и интерпретация. — М. : ИМЛИ РАН : Наследие, 2001. — 688 с.
  13. Эйгес Е. Р. Из воспоминаний // Сергей Есенин в стихах и жизни: воспоминания современников / сост. и общ. ред. Н. И. Шубниковой-Гусевой ; подгот. текстов, коммент. С.П. Кошечкина [и др.]. — М. : Респ., 1995. — С. 279–288.
Без рубрики