Соколова Г.А.

Игра со временем и пространством в новеллах Стефана Цвейга. – С. 134–141.

УДК 821.112.2(436)-32.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2024.84.3.015

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению временных и пространственных параметров в новеллах австрийского писателя Стефана Цвейга «Амок» и «Письмо незнакомки». Используя метод лингвистического анализа, автор выявляет грамматические средства вербализации художественного времени и пространства. В фокусе внимания исследования находятся имена существительные, имена прилагательные, временные формы глагола, имена числительные. В работе анализируется оригинальный текст новелл, а также приводятся примеры из перевода Д. Горфинкеля на русский язык. Во время проведения лингвистического анализа выявлена ведущая роль имен существительных с локальным значением в процессе вербализации художественного пространства, выделено значение временных форм глагола как преимущественно основных языковых средств изображения художественного времени. В новеллах «Амок» и «Письмо незнакомки» нашла языковое воплощение одна из важных категорий художественного текста — хронотоп. Данная категория также носит название время-пространство, что указывает на неразрывную связь и единство темпоральных и локальных характеристик текста. Временные параметры, будучи четвертой характеристикой художественного пространства, используются Стефаном Цвейгом во многих случаях вместе с локальными параметрами. Благодаря задействованию топонимов художественное пространство в новеллах описывается конкретно. Временные параметры точно не определяются. Они изображаются сжато, иногда в форме ремарок, показывая тем самым быстрый темп повествования в произведениях. Обе новеллы также объединяет сходство композиций: в них прослеживается рамочная композиция с использованием ретроспекции. Взгляд в прошлое главных героев создает интригу и придает сюжету остроту.

 

Ключевые слова: время, пространство, грамматические средства, рамочная композиция, ретроспекция.

 

Библиография

 

  1. Адамчик М. В. Словарь символов. — Минск : Харвест, 2010. — 224 с.
  2. Бахтин М. М. Эпос и роман. — СПб. : Азбука, 2000. — 304 c.
  3. Вовк О. В. Энциклопедия знаков и символов. — М. : Вече, 2008. — 28 c.
  4. Гражданская З. Т. Зарубежная литература XX века. — М. : Просвещение, 1973. — 750 с.
  5. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М. : Наука, 1979. — 360 с.
  6. Лотман Ю. М. Семиосфера // Внутри мыслящих миров. — СПб. : Искусство — СПб, 2004. — 704 с.
  7. Ноздрина Л. А. Поэтика грамматических категорий. — М. : Тезаурус, 2004. — 212 с.
  8. Цвейг С. Собрание сочинений : в 12 т. М. : Библиосфера, 1996. — Т. 1 : Смятение чувств. Новеллы. — 670 с.
  9. Becker U. Lexikon der Symbole. — Köln : KOMET Verlag GmbH, 2007. — 352 S.
  10. Klawiter R. J. Stefan Zweig. — University of North Carolina Press, 1965. — 190 p.
  11. 11. Zweig St. Die Mondscheingasse. Gesammelte Erzählungen. — Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, — 799 S.
Без рубрики