Алтынбаева Г. М.

«Чувства добрые» обращений А. И. Солженицына к молодежи С. 129 –137.

УДК 821.161.1-4.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2022.75.2.013

Аннотация. В статье на материале обращений, лекций, речей, ответов А. И. Солженицына
в студенческих аудиториях Владивостока, Москвы, Ростова, Рязани, Самары, Саратова, Твери, Томска, Виндзора, Гарварда, Цюриха и других городов России и Зарубежья проанализированы этические
и эстетические взгляды писателя на современный мир, вопросы саморазвития и проблему гуманистических ценностей. В статье аргументированно показано, что Солженицын стремится привить молодым собеседникам такие нравственные качества, как самоограничение, справедливость, совестливость. Кроме того, автор статьи говорит о том, что, опираясь на опыт предыдущих поколений, Солженицын предостерегает от ошибок неопытности, предупреждает об угрозах человечества, среди которых: 1) истина, «мгновенно ускользающая» и вызывающая раскол в обществе и отчуждение;
2) упадок общественного мужества, расслабление человеческого характера, безволие, потерянность
в действиях, усиливающих трусость, заискивание, прагматизм и ведущих к потере воли к защите;
3) добровольный отказ от свободы, независимости человека в пользу комфорта, физических и материальных благ, наслаждения. Все риски современной жизни Солженицын выводит к неизбежному — моральной нищете, выветренному гуманизму, жестокому духовному кризису и политическому тупику; «общими камнями» называет бескрайний материализм, свободу от религии и религиозной ответственности, наукообразие. В «советах», которые давал Солженицын молодым собеседникам, видится одна из важнейших основ его эстетики — коммуникативность. Солженицын не мог существовать без диалога с читателем, с современниками, с литературой, со временем, поэтому и при чтении прозы, публицистики, мемуаристики и литературной критики Солженицына мы встречаем богатство риторических приемов. В итоге автор статьи приходит к выводу, что в диалогах Солженицына с молодежью в 1960–1990-е годы актуализированы профессиональные компетенции, которые востребованы сейчас в системе образования, формирующей образованную и воспитанную личность. Солженицын призывает знать мировую и национальную историю и культуру, понимать границы между свободой и вседозволенностью, хочет, чтобы молодые люди умели вырабатывать и сохранять в себе нравственные ценности, человечность, гуманность и затем укреплять их в течение жизни, а также овладели способностью самоограничения, совестливости, чтобы не только презентовать себя, но прежде всего развивать в себе «чувства добрые», о которых говорил А.С. Пушкин..

 

Ключевые слова: А. И. Солженицын, духовное зрение, опыт поколений, писательская публицистика, эстетика писателя.

 

Библиография.

  1. Встречи с А. И. Солженицыным. — Студия «Публицист», 1995. — URL : http://
    www.solzhenitsyn.ru/mediateka/tvcasts/1335/ (дата обращения: 16.02.2022).
  2. Солженицын А. И. «Прямая линия»: надо думать об общей беде / авт.-сост. Н. Д. Солженицына. — М. : ACT, 2016. — 224 с.
  3. Солженицын А. И. Собрание сочинений : в 9 т. — М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1999–2005. — Т. 7. — 2001. — С. 17–33, 100–142, 237–254, 431–456 ; Т. 8. — 2005. — С. 237–248.
  4. Солженицын А. И. Публицистика : в 3 т. — Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995–1997. — Т. 2. — 1996. — С. 13–17, 211–233 ; Т. 3. — 1997. — С. 145–155.
  5. Солженицын А. И. Собрание сочинений : в 30 т. — М. : Время, 2006–. — Т. 1. — 2006. — 672 с. ; Т. 3. — 2012. — 552 с. ; Т. 7. — 2007. — 432 с. ; Т. 8. — 2007. — 536 с. ; Т. 9. — 2007. — 512 с. ; Т. 10. — 2007. — 592 с. ; Т. 16. — 2010. — 792 с. ; Т. 18. — 2016. — 544 с.

 

Без рубрики