Воротникова А. Э.

Черты постмодернизма в романе У. Герхарди «Полиглоты» C. 116-125.

УДК 821.111-31.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2021.72.3.012

 

Аннотация. В статье изучается творчество русско-английского писателя Уильяма Герхарди, которое оценивается в литературоведении диаметрально противоположно — от восторженного признания его культового характера до полного отказа в художественности и идейной глубине. Цель данной статьи — исследовать черты постмодернистской эстетики и мировоззрения в наиболее известном романе Герхарди  на тему Гражданской войны в России — «Полиглоты», вбирающем в себя тенденции литературного развития ХХ века и служащем примечательным образцом концептуально-художественного синтеза. В статье анализируются такие проявления постмодернизма в «Полиглотах», как эпистемологическое сомнение, критика метанарративов, восприятие действительности как неуправляемого хаоса, принцип нон-иерархии, разрушение бинарных оппозиций, игровое начало, деконструкция, необарочное мироощущение, интертекстуальность, полижанровость. Отдельное внимание уделяется образу протагониста-рассказчика, сознание которого, с одной стороны, скрепляет повествование, придает картине распадающейся действительности целостность, с другой, в силу своей подвижности и текучести, лишает образ бытия смысловой однозначности, что также является постмодернистской особенностью. Еще одна примечательная постмодернистская черта произведения английского автора — его метаповествовательная природа: «Полиглоты» — это роман о романе, о процессе его создания. Через все исследование проведена мысль о влиянии русской культуры на художественную картину мира Герхарди, о рецепции, в том числе в характерной для постмодернизма пародийно-игровой, иронической форме, произведений русских писателей.

 

Ключевые слова: игровое начало, интертекстуальность, метанарратив, метаповествование, модернизм, полижанровость, постмодернизм, русская литература, хаос, эпистемологическая неопределенность.

 

Библиография:

  1. Герхарди У. Полиглоты : роман / пер. с англ. В. Вотрин. — Екатеринбург ; М. : Кабинетный ученый, 2017. — 440 с.
  2. Ильин И. П. Постмодернизм : слов. терминов. — М. : Интрада, 2001. — 384 с.
  3. Красавченко Т. Уильям Джехарди: английский писатель с русским акцентом — о революции и Гражданской войне // Quaestio Rossica. — 2017. — Т. 5, № 4. — С. 941–957. — DOI: 10.15826/qr.2017.4.260.
  4. Лиотар Ж.-Ф. Заметки на полях повествований // Комментарии. — 1997. — № 11. — С. 215.
  5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. — М. ; СПб. : Алетейя, 1998. — 159 с.
  6. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики. — Екатеринбург : Изд-во Урал. пед. ун-та, 1997. — 317 с.
  7. Львов К. «Все в руках Господа — и тети Терезы» // Радио Свобода. — 2017, 12 июня. — URL : https://www.svoboda.org/a/28534000.html (дата обращения: 09.04.2021).
  8. Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Собрание сочинений : в 22 т. / коммент. В. Я. Линкова. — М. : Худож. лит., 1978–1985. — Т. 12 : Повести и рассказы. 1885–1902. —1982. — С. 54–107.
  9. Шекспир В. Гамлет / пер. Б. Пастернака // Трагедии. Сонеты. — М. : Худож. лит., 1968. — Т. 36. — С. 123–246.
  10. Bertens H. The Postmodern Weltanschauung and its Relation with Modernism: An Introductory Survey // Approaching Postmodernism: Papers Presented at a Workshop on Postmodernism / Ed. by Fokkema D., Bertens H. — Amsterdam ; Philadelphia, 1986. — Pp. 9–51.
  11. Davies D. William Gerhardie: A biography. — Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 1991. — 411 p.
  12. Gerhardie W. Anton Chehov. A Critical Study. — L. : Cobden-Sanderson, 1923. — 192 p.
  13. Gunnarsson B. The novels of William Gerhardie. — Abo : Abo akad. Univ. press, 1995. — 518 p.
  14. Holroyd M. Introduction // Gerhardie W. The Polyglots. — The Neversink Library. Melville House, 1981. — URL : https://royallib.com/read/Gerhardie_William/the_polyglots.html#0 (дата обращения: 09.04.2021).
  15. Maes-Jelinek H. William Gerhardie // Criticism of society in the English novel between the wars. — Paris : Societe d’Editions “Les Belles Lettres”, 1970. — Pp. 283–300.
  16. Sweeney S. William Gerhardie, the “rediscovered” author, and the “cult” novel. — 2005, Oct., 27. — URL : http://www.socialaffairsunit.org.uk/blog/archives/000629.php (дата обращения: 09.04.2021).

 


Copyright 2021. All rights reserved.

Опубликовано 25.09.2021 admin в категории "Без рубрики