Долгова Н. В.

Модификации образа Homo scribens в сатирическом пространстве произведений М. А. Булгакова С. 140 – 153.

УДК 821.161.1-3.09«19»

DOI 10.37724/RSU.2022.76.3.014

Аннотация. В статье устанавливается специфика мотива Homo scribens (Человека пишущего) в художественном мире М. А. Булгакова. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения данной образной единицы, не получившей до настоящего времени комплексного научного освещения. Цель исследования состоит в выявлении сущностных характеристик мотива Человека пишущего и определении форм его включенности в сатирическое начало булгаковских произведений. В результате проведенного исследования обозначен мотивный ряд героев, главная особенность которых — продуцирование текстов. В данный ряд входят образы ученого/писателя, псевдописателя, журналиста/публициста и доносчика, каждый из которых выполняет определенные художественные функции. Образ ученого/писателя, будучи смысловым и аксиологическим «ядром» произведения, реализует сюжетообразующие функции. Главной характеристикой подлинного Homo scribens является дар к созданию реальности. Модификации Человека пишущего, лишенные этой сущностной черты, выступают в качестве сатирического объекта; утверждается, что репортер, журналист и фельетонист в художественном мире М. А. Булгакова лишены способности создавать адекватную картину мира в прессе, а газета/журнал функционирует как генератор фейков, пространство для сведения счетов и демонстрации зависти, средство борьбы с идеологическим врагом. В аксиологии булгаковской сатиры особое место занимает образ доносчика. Результаты исследования можно использовать при изучении русской литературы ХХ века в целом и художественного мира М. А. Булгакова в частности. Кроме этого, в рамках области применения изучаемых материалов находится и междисциплинарная сфера (коммуникативистика, взаимодействие литературы и журналистики) в аспекте отражения массмедийных процессов в художественном пространстве.

Ключевые слова: русская литература ХХ века, М. А. Булгаков, художественный мир, мотив, сатира, газета.

Библиография:

  1. Белобровцева И. З. Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. — М. : Кн. клуб 36.6, 2007. — 492 с.
  2. Булгаков М. А. Собрание сочинений: в 10 т. — М. : Голос, 1995-. — Т. 1. — С. 125–162 ; Т. 2. — 1995. — С. 268–274, 305–379 ; Т. 3. — 1995. — С. 46–137 ; Т. 4. — 1997. — С. 51–303 ; Т. 5. — 1997. — С. 130–217 ; Т. 6. — 1999. — С. 43–91, 146–201, 302–472 ; Т. 7. — 1999. — С. 34–82, 197–307 ; Т. 8. — 1999. — С. 57–203 ; Т. 9. — 1999. — С. 156–522.
  1. Долгова Н. В. Образ рабкора в фельетонах М. А. Булгакова как объект имплицитной сати-ры // Журналистика и журналистское образование в современном мире: сб. науч. тр. — Рязань,
  2. — С. 161–165.
  3. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX в. — М.: Наука : Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. — 303 с.
  4. Григорай И. В. О едином сюжете произведений М. Булгакова 1930-х годов // Известия Восточного института. — 2016. — № 4 (32). — С. 4–9.
  5. Гусейнов Р. А. Образ ученого в фантастике Жюля Верна и Александра Беляева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 9 (27). — Ч. 1. — С. 51–56.
  6. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий : пособие для учителя. — 2-е изд. — Л. : Просвещение : Ленингр. отд-ние, 1983. — 416 с.
  7. Некрасова И. А. Жан Лоре — обозреватель театральной жизни Парижа середины XVII столетия // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2017. — № 3. — С. 111–136.
  8. Немцев В. И. Вопросы изучения художественного наследия М. А. Булгакова : учеб. посо-бие : материалы к лекциям. — Самара : Ин-т филол. образования СамГПУ, 1999. — 142 с.
  9. Омори М. Творчество М. А. Булгакова в советском культурном контексте 1930-х гг.: образ А. С. Пушкина и мотив бессмертия художника // Новый филологический вестник. — 2014. — № 1 (28). — С. 70–80.
  10. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Сочинения : в 3 т. — М. : Худож. лит., 1986. — Т. 2. — С. 186–353.
  11. Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. — М. : Локид : Миф, 1996. — 586 с.
  12. Сосновская О. А. И. С. Шмелев и В. Г. Короленко: образ ученого в литературе рубежа XIX–XX вв. // Проблемы исторической поэтики. — 2015. — № 13. — С. 436–449.
  13. Химич В. В. В мире Михаила Булгакова / науч. ред. Л. Ф. Быков. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2003. — 331 с.
  14. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. — М. : Языки славянской культуры, 2001. — 419 с.
Без рубрики