Калашникова А. Л.

Молитва в лирике Ф. И. Тютчева С. 97 –106.

УДК 821.161.1-1.09«18»

DOI: 10.37724/RSU.2022.75.2.010

Аннотация. Изучение духовных основ русской лирики XIX века представляет собой актуальную проблему современного отечественного литературоведения. В статье рассматриваются особенности воплощения молитвенной проблематики в художественном мире Ф. И. Тютчева. Отношение поэта к сакральному слову не является однозначным на протяжении всего творческого пути, однако молитвенная тема и молитвенное событие неоднократно оказываются объектами авторской рефлексии. Варианты модификации охранного слова формируют устойчивые мотивные комплексы в контексте пародийной, философской, любовной и историософской лирики. В раннем пародийном переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина впервые вербализуется отказ от произнесения святых слов, кощунственно названных праздными. Проблема целесообразности сакрального слова оказывается актуальной как для ранней, так и для зрелой лирики Тютчева, воплотившись позднее в мотиве непроизнесенной, безмолвной молитвы. Философская лирика выводит на первый план проблему существующего в сознании современного человека кризиса веры, отсутствие которой делает обращение к Богу бессмысленным. В любовной лирике женский образ концентрирует в себе чуждую лирическому герою способность «страдать, молиться, верить и любить», а утрата возлюбленной становится
катализатором молитвенного поступка. В историософских стихотворениях молитвенное событие выступает как маркер праведности или греховности исторического лица, а также служит средством
достижения единства нации в ситуации всеобщей соборной молитвы русского народа. Полученные результаты могут применяться в процессе изучения лирики Тютчева на уроках литературы в школе,
а также при разработке курсов по русской поэзии в рамках программ бакалавриата и магистратуры, имеющих филологическую направленность.

 

Ключевые слова: любовная лирика, пародийная поэзия, религиозные мотивы поэзии XIX века, стихотворная молитва, Ф. И. Тютчев, философская лирика.

 

Библиография.

  1. Аношкина-Касаткина В. Н. Православные основы русской литературы XIX в. — М. : Пашков дом, 2011. — 384 с.
  2. Афанасьева Э. М. Имя возлюбленной и молитвенный дискурс в творчестве Ф. И. Тютчева
    и А. И. Куприна // Женские образы в русской культуре. — Кемерово : Изд-во КемГУ, 2001. — C. 16–24.
  3. Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика Ф. И. Тютчева // Духовные начала русского искусства и образования. — В. Новгород : НГУ, 2005. — С. 182–190.
  4. Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика русских поэтов. — М. : Изд. дом ЯСК, 2021. — 280 с.
  5. Баадер Ф. Тезисы философии Эроса // Эстетика немецких романтиков. — М., 1987. —
    С. 543–555.
  6. Берковский Н. Я. О русской литературе. — Л. : Худож. лит., 1985. — 384 с.
  7. Галян С. В. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Бессонница» (1829 г.) в аспекте культурных традиций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6 (39). — С. 83–89.
  8. Дунаев М. М. На пороге двойного бытия. Лирика Ф. И. Тютчева 1850-х — начала 1870-х годов // Федор Иванович Тютчев. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия. — М. : Пашков дом, 2006. — С. 72–107.
  9. Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XIX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. — Петрозаводск : Изд-во ПГУ, 1994. — С. 5–11.
  10. Зырянов О. В. Онтология поэтических систем (Пушкин — Тютчев — Лермонтов) и христианская картина мира // Классическая словесность и религиозный дискурс (проблемы аксиологии и поэтики). — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2007. — С. 119–149.
  11. Калашникова А. Л. «Душевный микрокосм» в художественном мире Ф. И. Тютчева: «Silentium!» и «Душа моя, Элизиум теней…» // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 163–167.
  12. Косяков Г. В. Мотив полета души в лирике М. Ю. Лермонтова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — Т. 14, № 2. — С. 6–12.
  13. Левин Ю. И. Инвариантный сюжет лирики Тютчева // Тютчевский сборник. — Таллинн : Ээсти раамат, 1990. — С. 142–206.
  14. Перевалова О. А. «Пародийная молитва» в творчестве русских поэтов XIX в. // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: студенческий взгляд. — Екатеринбург : УрФУ, 2012. —
    С. 461–466.
  15. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. — М. : Изд-во АН СССР, 1962. — 376 с.
  16. Тарасов Б. Н. Земное и небесное в творчестве Ф. И. Тютчева (Антиномии бытия и сознания в свете христианской онтологии Блеза Паскаля) // Ф. И. Тютчев и православие. — М. : К единству!, 2005. — С. 7–69.
  17. Тарасов Б. Н. «Недостатки охранителей обращаются в оружие разрушителей…» («Тайна человека» и «Письмо о цензуре в России» Ф. И. Тютчева) // Наш современник. — 2006. — №7. —
    С. 254–273.
  18. Тарасов Б. Н. Христианские основы творчества Ф. И. Тютчева // Слово.ru: Балтийский
    акцент. — 2015. — Т. 6, № 4. — С. 74–90.
  19. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем : в 6 т. — М. : Классика, 2002–2004. — Т. 1. — 2002. — 525 с. ; Т. 2. — 2003. — 637 с. ; Т. 3. — 2003. — 525 с. ; Т. 6. — 2004. — 590 с.

 

Без рубрики