Курочкина А. В., Котовская Д. О.

Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря в литературе рубежных эпох         С. 107 –118.

УДК 821.161.1.09

DOI 10.37724/RSU.2022.75.2.011

 

Аннотация. Значимость библейской темы для русской литературы, множественность интерпретаций библейских сюжетов и образов, к которым обращались авторы разных эпох, — все это диктует необходимость сравнения этих интерпретаций с учетом как художественного метода и мировоззрения писателей, так и социально-политического контекста, в котором создавалось произведение. Целью статьи является анализ версий евангельского сюжета о воскрешении Лазаря, предложенных писателями рубежных эпох: Л. Н. Андреева (XIX–XX века) и В. Шарова (XX–XXI века).

Предмет исследования составляют особенности авторской рецепции сюжета в связи с индивидуально-авторским мировоззрением и общественным сознанием. Осуществленный анализ позволяет прийти к следующим выводам: несмотря на разные художественные методы, в традициях которых работали авторы далеких друг от друга эпох, они актуализировали библейский сюжет, предпринимая попытку на его основе рассмотреть дальнейшие пути развития России и русского народа. Оба писателя обращаются к мифологизации: данный прием помогает В. Шарову «воскресить» историческое прошлое страны, создать новую концепцию развития человечества на рубеже двух столетий, а Л. Н. Андрееву — выразить мысль о невозможности дальнейшего развития культуры в условиях послереволюционной России (1905–1907 годы). Опыт исследования интерпретаций «вечного» сюжета, предложенный авторами, позволяет расширить взгляд на проблему духовного возрождения человечества, отраженную в литературе рубежных эпох, обратиться к новому материалу для исследования этой проблемы, акцентировать внимание на закономерных объединяющих тенденциях, которые стали очевиднее лишь спустя столетия..

 

Ключевые слова: актуализация библейского сюжета, Владимир Шаров, интерпретация,
Лазарь, Леонид Андреев, рецепция, социально-политический контекст.

 

Библиография.

 

  1. Андреев Л. Н. Собрание сочинений : в 6 т. –– М. : Худож. лит., 1990. –– Т. 2. –– 559 с.
  2. Андреев Л. Н. S. O. S.: дневник (1914–1919); письма (1917–1919); статьи и интервью (1919); воспоминания современников (1918–1919) / вступ. ст., сост. и примеч. Р. Дэвиса, Б. Хэллмана. –– М. ; СПб. : Atheneum-Феникс, 1994. –– 598 с.
  3. Герцен А. И. Собрание сочинений : в 30 т. –– М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1956. –– Т. 9. –– 354 с.
  4. Голованова Н. Ю. Библейское и Андреевское в произведениях Л. Н. Андреева (на примере рассказов «Иуда Искариот», «Елеазар») // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. –– 2015. –– № 4 (18). –– С. 25–31.
  5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. –– Л. : Наука, 1972. –– Т. 28. Письма 1832–1859. –– 551 с.
  6. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892–1906). –– Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. –– 240 с.
  7. Касаткина Т. А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. –– 2003 –– № 1. –– C. 176–208.
  8. Кашпур О. А. Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в рассказе Л. Андреева «Елеазар» // Культура и текст. –– 2004. –– № 7. –– С. 87–92.
  9. Корнеева Е. В. Система мотивов художественной прозы и драматургии Леонида Андреева. –– Елецк : Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2001. –– 103 с.
  10. Круглов Р. Христианские темы и мотивы в современной русской литературе. –– URL : http://журнальныймир.рф/content/hristianskie-temy-i-motivy-v-sovremennoy-russkoy-literature (дата обращения: 27.02.22).
  11. Лейдерман Н. Л. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Вопросы литературы. –– 2002. –– № 4. –– С. 3–47.
  12. Литературное наследство : в 111 т. / под ред. И. И. Анисимова, Д. Д. Благого, А. С. Бушмина, В. В. Виноградова [и др.]. –– М. : Наука, 1965. –– Т. 72. –– 630 с.
  13. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. –– М. : Гнозис, 1992. –– 272 с.
  14. Маторина Н. А. Библейские мотивы в литературе Серебряного века. –– URL : http://www.
    kz/bibleyskie-motivy-v-literature-serebryanogo-veka (дата обращения: 27.02.22).
  15. Мережинская А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи: русская проза 80–90-х годов ХХ века. –– Киев : Киевский ун-т, 2001. –– 433 с.
  16. Пантюхина А. И. Мотив мученичества в романе В. Шарова «Воскрешение Лазаря» // Филологический класс. –– 2018. –– № 2 (52). –– С. 146–152.
  17. Тарасова Н. А. «Воскресение» и «воскрешение» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической поэтики. –– 2020. –– № 2. –– С. 190–216. –– DOI: 10.15393/j9.art.2020.7962.
  18. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. –– М. : Наука, 1977. –– 574 с.
  19. Ульянов Н. И. Басманный философ. –– URL : http://oboguev.narod.ru/images/niubas.htm (дата обращения: 13.03.2022).
  20. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. –– М. : Лабиринт, 1997. –– 448 с.
  21. Фролова Г. А., Божкова Г. Н., Быков А. В. Типы героев-террористов в русской литературе рубежных эпох // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –– 2019. –– Т. 12, вып. 3. ––
    С. 400–403. –– DOI: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.83.
  22. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. –– М. : Языки рус. культуры, 1999. –– 283 с.
  23. Черняк М. А. Массовая литература XX века. –– М. : Флинта, 2009. –– 432 с.
  24. Шаров В. Воскрешение Лазаря. –– URL : http://magazines.russ.ru/znamia/2002/8/sharov.html (дата обращения: 15.03.2022).
  25. Эйхенбаум Б. М. Мой временник. Маршрут в бессмертие. –– М. : Аграф, 2001. –– 384 с.

Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. –– М. : Новое лит. обозрение, 2004. –– 864 с.

Без рубрики