Повалишникова С. Р.

Особенности школьной жизни Владимирской губернии в годы Первой мировой войны С. 35-46.

УДК 37(470.314)(09):94(47).083

DOI 10.37724/RSU.2023.78.1.004

Аннотация. В статье анализируется развитие школьного образования Владимирской губернии в годы Первой мировой войны. Война сильно повлияла на повседневную жизнь учащихся и учителей. Целью статьи является оценка изменений, которые произошли в школьной среде в связи с началом военных действий. В работе поднимается проблема недостатков школьного образования в годы войны, а также рассматривается специфика дисциплинарных взысканий к провинившимся воспитанникам. Изучены трудности, с которыми в этот период столкнулись учебные заведения губернии (в основном они имели материальный характер). На их преодоление были брошены совместные усилия учеников и учителей. На пришкольных территориях обустраивались огороды, организовывались концерты с платой за вход. В целом отмечается единение учителей с воспитанниками и соблюдение дисциплины. В статье дается анализ причин и последствий нехватки педагогических кадров и изменения отношения местного населения к преподавателям-немцам. Представлена характеристика школьных экзаменов. Обозначены темы школьных предметов, названия литературных произведений, изучаемых в образовательных учреждениях, а также способы организации внеурочной деятельности школьников (как правило, представленной различными кружками или поездками на экскурсии). Материалы статьи преимущественно базируются на документах государственных архивов Владимирской и Ивановской областей, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Выводы данного исследования позволят расширить представление о деятельности образовательных организаций в 1914–1918 годах и воссоздать более полную картину военной повседневности. Кроме того, статья обладает воспитательным потенциалом, поскольку демонстрирует современным школьникам, какой ценой давалось образование российским детям в начале прошлого века.

 

Ключевые слова: Владимирская губерния, Первая мировая война, Российская империя, школа.

 

 

Библиография.

  1. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). — Ф. 457. — Оп. 1. — Д. 300, 322 ; Оп. 2. — Д. 245, 257, 259, 264, 265, 266 ; Ф. 463. — Оп. 1. — Д. 282 ; Ф. 467. — Оп. 1. — Д. 79.
  2. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). — Ф. 33. — Оп. 1 — Д. 875, 935 ; Ф. 34. — Оп. 1. — Д. 113, 143, 167, 179 ; Ф. 514. — Оп. 1. — Д. 108, 151 ; Ф. 880. — Оп. 1. — Д. 61, 62 ; Ф. 1022. — Оп. 1. — Д. 46, 47, 63, 65, 83.
  3. Архангельская Л. В. Женские гимназии в годы Первой мировой войны (на примере Пермской губернии) // Вестник Пермского университета. — 2016. — № 2. — С. 70–78.
  4. Беленцов С. И. Социальная активность учащегося юношества в годы Первой мировой войны // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 229–233.
  5. Букалова С. В. Трудовые дружины учащихся как форма реализации молодежной политики в годы Первой мировой войны // Вестник государственного и муниципального управления. — 2015 . — № 2. — С. 141–147.
  6. Ватник Н. С. Повседневная жизнь учащихся средних школ Московской губернии в годы Первой мировой войны // Вестник Вятского государственного университета. — 2014. — № 9. — С. 94–102.
  7. Власов В. А. Народное образование в годы Первой мировой войны // Первая Мировая война в истории российской нации : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. — С. 19–23.
  8. Елисафенко М. К. Народное образование как приоритетное направление в деятельности пермских земств в годы Первой мировой войны // Педагогическое образование в России. — 2014. —№ 12. — С. 21–25.
  9. Карпова В. В. Повседневная жизнь участников трудовых ученических дружин в России (1915–1916 гг.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. —2015. — № 3. — С. 48–54.
  10. Литвинова О. А. Повседневная жизнь школьного сообщества Барнаула в условиях Первой мировой войны // Гуманитарный вектор. — 2021. — № 3. — С. 90–99.
  11. Пирко В. А. Проблемы организации образовательного процесса в годы Первой мировой войны в материалах педагогической печати // Современные вызовы и перспективы развития молодежной науки. — 2021. — С. 87–93.
  12. Семенова Л. Н. Влияние Первой мировой войны на школьную жизнь, сознание детей и народных учителей // Первая мировая война и проблемы российского общества. — 2014. — С. 88–91.
  13. Терентьева А. Н. Война и школа в 1914 году (по материалам педагогической периодики) // Первая мировая война и проблемы российского общества. — 2014. — С. 91–95.
  14. Фомичев И. В. Изменения в материально-правовом положении школьных учителей и преподавателей вузов в условиях Первой мировой войны // Образование и право. — 2010. — № 5. —С. 192–208.
Без рубрики