Репина А. С.

Библейские цитаты в «Молитве Господу Богу» Евфимии Смоленской. С. 97–102.

УДК 821.161.1-1.09«16»

DOI 10.37724/RSU.2024.83.2.010

 

Аннотация. Особое место стихотворной молитвы в системе жанров духовной поэзии XVII века объясняется ее эмоциональным пафосом и возможностью личного переосмысления библейского текста. Молитвенное слово не теряет для авторов сакральной силы и произрастает из особого языка, называемого М. Гардзанити церковной книжной коллективной памятью, сформированного в большей степени в литургии. Данный способ исследования библейских цитат лежит в основе интерпретации замысла «Молитвы Господу Богу», написанной русской женщиной-автором XVII века Евфимией Смоленской, чье произведение из-за малоизученности условно отнесено исследователями В. К. Былининым и А. А. Илюшиным к приказной поэтической школе. В исследовании использовался историко-генетический метод литературоведения как инструмент выявления конкретных источников произведения, а также мифопоэтический метод для описания преломления библейских образов в «Молитве». В ходе анализа элементов библейского текста раскрываются их функции в произведении. Помимо традиционных для древнерусской литературы молитвенных вступлений и славословий, яркие образы Псалтири являются способом демонстрации эволюции эмоционального состояния автора. Душевные искания Евфимии организованы в логические цепочки, основанные на новозаветных сюжетах. Все это помогает автору предугадать собственную судьбу в сложных жизненных обстоятельствах и согласуется с ее религиозной картиной мира. Разнообразные способы использования библейских цитат в «Молитве Господу Богу» становятся предметом данной статьи, а выявление их функций и влияния на замысел произведения — целью. Результатом исследования можно считать выделение ряда мотивов, в которых фигурируют цитаты из Священного Писания: близкой гибели, чудесного исцеления и покровительства Бога младенцам. Трагическому настроению народного плача в начале противостоит полная душевной ясности молитва в конце, из чего можно сделать вывод, что один из замыслов произведения — обретение душевного равновесия и твердой веры в покровительство Бога. Исследование может быть использовано в курсе истории русской литературы XVII века.

 

Ключевые слова: библейские цитаты, плач, стихотворная молитва.

 

Библиография

 

  1. Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. К. Былинина, А. А. Илюшина. — М. : Сов. Россия, 1989. — 480 с.
  2. Гардзанити М. Библейские цитаты в церковнославянской книжности. — М. : Индрик, 2014. — 230 с.
  3. Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности (XI–XV вв.)// Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1980. — Т. 35 : Рукописное наследие Древней Руси. — С. 357.
  4. Кузнецова О. А. Русские поэтические школы XVII века: жанровые формы и топика : дис. … канд. филол. наук : 10.01.01. — М, 2015. — 190 с.
  5. На Святую Пасху припевы // Типикон, сиесть Устав. — М. : Издат. совет РПЦ, 2002. — С. 768–769.
  6. Похвала пустыни // Народные духовные стихи / сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф. М. Селиванова. — М. : Рус. кн., 2004. — С. 370–371.
Без рубрики